Баллада о летающих китайцах: краткая история жанра уся

Уся — крайне специфический жанр, в котором сцены единоборств плотно перемешиваются с фантастическими элементами. Трудами писателей, сценаристов и режиссеров, герои могут залетать прямо на верхушку дерева, попутно подыскивая волшебные артефакты, которые сделают их всемогущими. После «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» жанр вышел на новый уровень общемировой популярности, но зародился он гораздо раньше. Каков же он, мир китайской фантастики изнутри, и как жанр уся влияет на современный Голливуд?

Жанр уся

Истоки

Жанр начал зарождается в Китае еще в эпоху раннего Средневековья. Такие произведения как «Куньлуньский раб» и «Речные заводи» заложили основные каноны будущего кинематографического направления. Вот лишь некоторые из них:

•действие обычно развивается в вымышленном мире, где проживает несколько десятков могущественных воинов;
•все воины в этом мире усиленно воюют друг с другом, разделившись на кланы или школы;
•главным героем часто становится молодой мужчина или девушка, а сюжет направлен на развитие уникальных способностей этого персонажа;
•сами герои обладают неограниченным возможностями: помимо безупречного владения боевыми искусствами (преимущественно ушу), они отличаются неуязвимостью и долгой продолжительностью жизни.

В XIV веке император династии Мин запретил сочинять романы в жанре уся, считая, что это создаст почву для революционных восстаний. На много столетий уся из искусства превратился в жанр вне закона. Его новый расцвет пришелся на середину XX века.

Культовое время

Первый полноценный фильм в данном жанре создали еще в 1928 году. Назывался он «Сожжение храма красного лотоса» и рассказывал о монахах, отстаивающих свою веру и место обитания.

Однако настоящий расцвет жанра уся произошел в конце 50-х — начале 60-х. Какие же культовые фильмы вышли в Китае за следующие 20 лет?

1. «Однорукий меченосец» (1967).
2. «Прикосновение Дзен» (1971).
3. «Последний салют рыцарству» (1979).
4. «Дуэль до смерти» (1983).
5. «Зу: Воины с волшебной горы».

Прежние черты жанра были на месте: мудрые главные герои, однозначное разделение на протагонистов и антагонистов. Однако жанр уже к середине 70-х стал испытывать серьезные проблемы. Дело в том, что в Китае он все еще считался пагубным явлением культуры, поэтому производились подобные произведения скорее в Тайване или Гонконге, чем на территории страны восходящего солнца.

Еще одной проблемой стало возвышение другого жанра со схожими чертами — боевого кино с элементами кунг-фу. Главная звезда жанра Брюс Ли скончался в далеком 1973 году, но успел породить настоящий культ подобных лент. Герою из «Пути дракона» и «Кулака ярости» подражали по всему миру, на него равняются создатели лент о боевых искусствах до сих пор.

Путь дракона

Однако главной проблемой жанра уся стала его так называемая однозначность. Герои в лентах 70-х годов слишком четко разделялись на добрых и плохих, в то время как Голливуд предлагал ярких антагонистов, которым хотелось сочувствовать. К тому же, акцент на фантастических элементах вынуждал китайских постановщиков соревноваться со спецэффектами Запада, и в этой борьбе создатели уся всегда проигрывали.

Новый расцвет

Как это часто бывает, новое возвышение жанра произошло внезапно. Режиссер Энг Ли, который прославился после экранизации романа Джейн Остин «Разум и чувства», вдруг ударился в боевые искусства. Его «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», возможность просмотра которого, наряду со многими другими лентами, с радостью предоставит сайт yablokino.net, не просто стал кассовым хитом, но еще и изменил отношение к азиатскому кино в целом. Если раньше европейцы и американцы с трудом воспринимали колоритные картины родом с Востока, то теперь все их внимание поглотили летающие воины.

Чтобы сделать свою ленту еще более интересной для потенциальной аудитории, Энг Ли добавил визуального совершенства. Как результат, нынешние произведения в жанре уся выглядят как одна сплошная заставка для рабочего стола, настолько они красивы.

Крадущийся тигр

Еще один самородок, ныне расходующий свой талант за зря в Голливуде — Чжан Имоу. Восхитившись ошеломительным успехом соотечественника, Имоу снял две фантастические драмы подряд. Его «Герой» и «Дом летающих кинжалов» окончательно закрепили жанр уся в топе современного кино.

Герой

Теперь скрещивать фантастику и боевые искусства никто не боялся, вот только вместо однозначных шедевров у деятелей по всему миру получались лишь блеклые подделки.

С момента выхода «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», вышло несколько приличных образчиков жанра, и вот самые примечательные из них::

•«Проклятие золотого цветка»;
•«Клятва»;
•«Детектив Ди и тайна призрачного огня»;
•«Четверка».

Несмотря на внушительные бюджеты и хороший каст, ни одна из перечисленных картин так и не достигла былого успеха лучших произведений в жанре. Как результат, ленты в стиле уся опять стали пропадать с больших экранов. Даже именитые режиссеры не смогли спасти жанр от упадка. В частности, «Великий мастер» Вонга Кар-Вая с элементами уся получил не лучшие отзывы от критиков, и это несмотря на громкое имя постановщика и его музы Чжан Цзыи.

Влияние на Голливуд

Да, уся — далеко не самый популярный жанр в мировом кино. Китайские ленты сейчас стали гораздо реже выстреливать, а во всей Азии фаворитами европейских критиков теперь считаются корейцы. Однако это не значит, что всплеск популярности фантастического боевика не оставил следа в истории.

Квентин Тарантино неоднократно признавался в любви данному жанру, включая схожие эпизоды в свои полнометражные ленты. Так, в «Убить Билла» героиня Умы Турман чаще летает по стенам, чем ходит по полу ногами. Она мастерски рубит своих врагов самурайским мечом, но влияние китайской культуры здесь заметно невооруженным глазом.

Та же история и с трилогией «Матрица»: вроде бы и мир совсем другой, и эпохи здесь разные, а все равно сестры Вачовски умудрились позаимствовать многие приемы уся для своей культовой постановки. Персонажи, которые безупречно дерутся и даже умеют зависать в воздухе, как птицы, главный герой, который проходит путь от безропотного ученика до избранного — ничего не напоминает? Если приглядеться, даже структура самой истории совпадает с уся, просто декорации здесь додумались поменять.

На ленты с летающими китайцами даже создают пародии. Так, трилогия «Кунг-фу панда» - наилучший пример переосмысления канонов жанра в современном мире. Сценаристы просто сделали главного героя максимально нелепым, что добавило боевитому сюжету простор для шуток.

Жанру уся есть чем похвастаться, ведь и здесь имеются свои самородки. Возможно такие картины не всем приходятся по душе, но посмотрите еще раз «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» или «Дом летающих кинжалов» - в этих фильмах так много восточной философии, что они вполне способны заменить урок истории и самостоятельное путешествие по Китаю.
 

Елена_Самойлова 0

  Теги: Жанр уся
  Просмотров: 9620


Добавить комментарий: