Щас спою: эволюция жанра мюзикл

После того, как «Ла-Ла Ленд» получил 7 Золотых глобусов и 14 номинаций на Оскар в придачу, о фильме не говорил кажется только ленивый. За последнее десятилетие достойных музыкальных лент выходило действительно мало, и творение Дэмьена Шазелла стало чуть ли не самым примечательным из них.

Ла-Ла Ленд

Однако история забытого многими жанра столь насыщенна, что о ней хочется поговорить отдельно. Каким же был мюзикл, и каким он стал — попытаемся в этом разобраться.
 

Истоки

Вопреки сложившемуся мнению, жанр мюзикла зародился задолго до «Волшебника страны ОЗ». Первый действительно достойный представитель этого кинематографического направления появился в 1928 году, и назывался «Бродвейская мелодия». Стандартный сюжет про сестер, приезжающих в Нью-Йорк, чтобы добиться славы, почти 100 лет назад еще не был заезженным, поэтому картина с песнями и плясками получила Оскар в номинации за лучший фильм.

Бродвейская мелодия

По следам этого забытого всеми динозавра пошел и «Великий Зигфилд». Мюзикл о реально существующем человеке с завышенной самооценкой вышел в 1936 году, и также получил Оскар за лучший фильм. Концертные номера здесь и правда были великолепными, но песни не двигали сюжет, а выступали в роли центральной идеи всего происходящего.

Великий Зигфилд

И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов «Волшебника страны ОЗ», великолепную экранизацию любимой многими сказки, которая вышла на экраны аж в 1939 году. Великолепная графика для своего времени, задушевные песни, которые не просто выполняли развлекательную функцию, но и раскрывали характер персонажа — все здесь было на месте.

Волшебник страны ОЗ

Вот только в 1939 году режиссер Виктор Флеминг сам встал на пути собственного успеха, выпустив в прокат одновременно два вечных хита: «Волшебник страны ОЗ» и «Унесенные ветром». Последний собрал все возможные награды на Оскаре, оставив чудесный мюзикл с двумя статуэтками. Однако статус картины от этого не изменился: именно песни Джуди Гарлэнд во многом определили дальнейшее развитие жанра.
 

Золотая эпоха

Расцвет жанра пришелся на 50-е и 60-е годы. В этот период миру, восстанавливающемуся после Второй Мировой войны хотелось лицезреть красивую сказку на экране, и продюсеры давали зрителям такую возможность. Перечислить все музыкальные ленты того времени невозможно, но вот лишь самые значимые из них:

•«Поющие под дождем» - именно благодаря этому мюзиклу 1952 года и началась истерия вокруг жанра; •«Вестсайдская история» (1961);
•«Звезда родилась» (1954);
•«Моя прекрасная леди» (1964);
•«Мэри Поппинс» (1964);
•«Шербурские зонтики» (1964);
•«Карнавальная ночь» (1956);
•«Звуки музыки» (1965);
•«Смешная девчонка» (1968).

Кстати, вышеупомянутый Шазелл вдохновлялся именно этими картинами при создании своего «Ла-Ла Лэнда». Это романтичное, местами даже слишком наивное кино, в котором находилось место для элементарных чудес и позитивного финала.

К середине 60-х к конфетно-розовому флеру мюзикла стали прибавляться драматичные нотки. Так, в «Звуках музыки» создатели рассуждают не только над взаимоотношениями поколений, но еще и подготавливают зрителя к воцарению нацизма. Однако до полноценной серьезности было еще далеко.

Именно в этот период зародились главные эталонные черты жанра, такие как пение в самых неподходящих местах, четко выверенные танцевальные номера вперемешку с настоящими музыкальными хитами.

Мюзиклы создавали по обе стороны Атлантического океана, но голливудские хиты все равно были вне конкуренции.
 

Эпоха ступора

И вот настало тяжелое время для мюзикла. Если в 70-е годы Голливуд еще радовал хитами, то к 80-м стало казаться, что блиставший некогда мюзикл умер окончательно.

Пытаясь оживить жанр, приносящий некогда большие прибыли, студии начали экспериментировать с жанрами. Наряду с крайне серьезным «Кабаре» появлялся и «Бриолин», рассчитанный на молодежную аудиторию. В ранее добрых песенках теперь были слова про деньги, секс и беременность. Мир изменялся, и мюзикл вряд ли мог оставаться прежним.

И пока на западе снимали бодрые драмы и культовые киноэпопеи, советские деятели кино успешно эксплуатировали голливудскую формулу. «Человек с бульвара капуцинов», «Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Юнона и Авось» - достойных музыкальных фильмов в СССР в этот период было даже слишком много. Казалось, что кинематографисты разучились двигать сюжет без песен, добавляя их как в серьезное, взрослое кино, так и в детские ленты.

В 90-е годы музыкальные номера можно было встретить разве что в мультфильмах, а на развалинах СССР и вовсе не тянуло танцевать. Вот и получается, что на добрые 30 лет старые голливудские ценности ушли в прошлое. В пыльной коробке вместе с пеплумами и вестернами, мюзикл ждал своего перерождения.
 

Современность

В веке XXI создатели музыкальных картин решили брать не только красивыми номерами, но еще и масштабностью. За последние 17 лет вышли следующие хиты:

•«Чикаго» – первый и единственный мюзикл в новейшей истории, взявший Оскар за лучший фильм; •«Мулен Руж»;
•«Танцующая в темноте»;
•«Через Вселенную»;
•«Отверженные»;
•«Призрак оперы»;
•«Ла-Ла Лэнд».

Создатели музыкальных картин не просто экспериментируют, они буквально перекраивают жанр. Сейчас на мюзикле зрители чаще плачут, чем смеются или умиляются. И если драматический финал «Мулен Руж» скрывается за глянцевой обложкой, то «Танцующая в темноте» бьет наотмашь сразу, заставляя вместе с главной героиней проходить через все круги ада.

От привычной светлой атмосферы ничего не осталось, но зато песни все также удачно двигают сюжет к своему развитию. И если успех все того же «Мулен Ружа» кому-то казался случайным, то бесчисленное количество номинаций на Оскар у «Отверженных» и «Ла-ла Лэнда» - это уже закономерность.

Мы с Вами имеем возможность наблюдать за тем, как жанр перерождается, становится суровым, но при этом с налетом ностальгии и светлой романтики. В отличии от родоначальников жанра 50-летней давности, современная музыкальная история способна удивлять и все также трогать. Кто знает, может и у пеплума, томящегося на задворках Голливуда со времен «Трои», скоро также откроется второе дыхание.
 

Елена_Самойлова 0

  Теги: эволюция жанра мюзикл
  Просмотров: 12462


Добавить комментарий: