Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Любовь и прочий зоопарк» |
По пути домой Гаспар (Феликс Моати) встречает Лору (Летиция Дош), девушку странную, но очаровательную. За 50 евро в день она соглашается притвориться его возлюбленной и отправляется вместе с ним на свадьбу к его отцу (Йохан Хелденберг) – вдовец решил жениться на новой избраннице (Марина Фоис). Впрочем, Лора не самая необычная героиня среди других персонажей фильма Антони Кордье ‒ родитель Гаспара, его спутница, а также брат (Гийом Гуи) и сестра (Криста Тере) живут в самом настоящем зоопарке. По двору у них разгуливает маленький тигренок, а чуть дальше за изгородью обитают другие животные. И на первый взгляд, всех все устраивает…
Избитая ромкомовская завязка в случае с «Любовью и прочим зоопарком» обманывает зрительские ожидания – легкого в своей пикантности французского юмора за ней не последует. Кордье снял семейную мелодраму, стоящую едва ли не в шаге от того, чтобы утвердиться в качестве драмы. Веселиться без повода режиссер явно не собирается, хоть по ходу событий в его фильме все-таки иногда подтрунивают над клише романтических комедий. Кордье исследует взаимоотношения между родителями и повзрослевшими детьми и использует очевидные метафоры: наручники, зоопарк, одичавших домашних животных и диких зверей, оказавшихся в зависимости от людей и утративших контакт с родной средой. Есть в его арсенале и, скажем так, пространственные метафоры: лифт, рельсы, шоссе, подвал, парящие в воздухе пробки от шампанского с приделанным парашютом… Но даже очевидность метафор в этом фильме не делает их лобовыми и ограниченными в выразительности. В «…зоопарке» они выстраиваются в любопытную последовательность и привлекают к себе внимание не меньше, чем непростая история семьи Гаспара. У Кордье люди, как и животные, оказались заперты в клетках. Контакт с внешним миром здесь показан в основном урывками. Только клетки героев ленты сделаны не из железа, а из сплава воспоминаний, травм, любви, мечтаний, ожиданий и веры в то, что ты кому-то чем-то обязан – в общем, из крепкого и повсеместно распространенного материала, сломать который не так-то просто, а часть его ингредиентов в чистом виде встречается довольно редко. По крайней мере, любовь не воробей ‒ на каждом шагу крошки с земли не подбирает даже в густонаселенном городе. К тому же какой бы ни была грязной клетка и жестокой обстановка внутри нее – очевидно, что неадаптированные к жизни на воле особи могут оказаться в столь же гнетущем состоянии, что и ютясь за опостылевшими прутьями. Это жестокая и очень сложная проблема, особенно в обществе, где одиночество нередко становится меткой позора, а карьера и успех ставятся во главе угла. И Кордье не игнорирует ситуацию, в которой люди, выбирая из двух зол, добровольно предпочитают оставаться внутри семейной клетки, цепляясь за малейшее участие и заботу со сторону родных. В то же время режиссер осознает, что замкнутое пространство семьи неизбежно накладывает свой отпечаток на детей и родителей, братьев и сестер. В «Любви и прочем зоопарке» он рассматривает один из вариантов того, как расстояние между родственниками теряет привычные очертания. Фильм показывает деформированные близость и пропасть среди людей в отдельно взятой семье. При этом Кордье явно знает, где проходит черта дозволенного и что именно может спровоцировать неподдельную ответную реакцию у зрителя. Он дразнит и стоит возле границы приемлемого, утрирует, временами пугает и все же достаточно аккуратно показывает, какие формы могут принять семейные отношения и что происходит с людьми, застрявшими дома рядом с родными, как путник в болоте. Источник: kinoafisha.info
|
27 Декабря 2018 0
Рецензия на фильм «Три богатыря и Наследница престола» |
Вряд ли вы задумывались об этом, но в следующем году самая успешная отечественная франшиза намерена отмечать юбилей: в прокат выйдет десятый (!) фильм из мультипликационного цикла о славном князе киевском и его верных богатырях. И, кстати, вряд ли богатырская история остановится на цифре десять, ибо рубить под корень яблоньку с золочеными яблочками никто, конечно, не станет. А яблонька и в самом деле золотоносная: пятеро последних «Богатырей», побывавших в прокате, не просто окупились, но вошли в список сорока самых кассовых фильмов за всю историю отечественной индустрии. На фоне общей ситуации, когда девять наших картин из десяти могут хвастаться только убытками, успех богатырской троицы – это мега-успех.
Тем не менее, рассказывать один и тот же анекдот десять раз кряду, как минимум, глупо. А анимационная студия «Мельница» последние года три-четыре занималась именно этим. В результате франшиза стала пробуксовывать: новых ярких героев практически не было, оригинальных шуток становилось все меньше, сюжеты оказывались то слишком простыми («Три богатыря на дальних берегах»), то слишком бестолковыми («Три богатыря и принцесса Египта»). И зрители начали от «Богатырей» уставать: негативных отзывов становилось всё больше и больше. При этом сборы оставались стабильно высокими, но такова уж «прелесть» бескрайних новогодних каникул: деваться в этот период народу особо некуда, поэтому толпы дружно валят в кинотеатры, а там только «Викинги», «Богатыри» да «Елки», выбирай – не хочу. Создатели фильма решили не экспериментировать с новыми персонажами, так что и актёрский состав не изменился: в роли Гриши Измайлова – Александр Петров, в роли Володи Яковлева – Сергей Бурунов, в роли Ники – Александра Бортич, в роли Мухича – Роман Попов и так далее. Помимо знакомых героев «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» сохранил полюбившийся зрителям ТНТ стиль, где юмор (как всегда на грани) уживается с искренними людскими переживаниями. В то же время отшлифованный сценарий, завязка которого кажется поначалу банальной, в конечном счёте держит интригу, а неожиданные повороты сюжета, как и развязка, не дадут отвлекаться во время всего фильма. В общем, стало ясно, что если франшиза собирается продолжать свое безбедное существование, то ей срочно требуется перезагрузка. К счастью, «Богатыри» за номером девять («Три богатыря и наследница престола») как раз и пытаются эту перезагрузку организовать. Правда, о чем-то революционном речь в данном случае не идет: продюсеры стараются свести риски к минимуму. Однако они вернули (или уговорили вернуться) в проект Константина Бронзита – одного из лучших аниматоров нашей страны, ученика Федора Хитрука и Александра Татарского, действующего члена американской академии «Оскар», кстати, дважды номинированного на эту премию. Также, если кто-то не знает, именно Константин Бронзит 15 лет назад снял фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» – «первенца» франшизы, обеспечившего «Богатырей» энергией на много фильмов вперед. Что же в итоге? Повторюсь, ни на какие революционные перемены авторы не решились. Персонаж-новичок в «Наследнице» всего один – придурковатый сын византийского императора Василевса. Зато герои, проверенные временем и аудиторией, вновь призываются на службу: в проект возвращаются Соловей-Разбойник, рыжеволосая Забава Путятична и гонец Елисей, проваливший кастинг на должность богатыря по причине природной хилости. Вернулись в фильм и околополитические колкости, которых, правда, совсем немного (например, князь смеется над идеей провести выборы, и уверен, что после его пожизненного княжения «всё погибнет»). При этом злободневности и язвительности, которая была у третьего «Ивана Царевича и Серого Волка», у «Наследницы», конечно же, нет. Зато есть лихо закрученный сценарий: с хорошей историей, отличным драйвом и вниманием к деталям и персонажам. Есть и мега-актуальная тенденция, связанная с модой на сильных героинь. (Речь, понятное дело, о Забаве Путятичне, которая способна справиться не только со своим худосочным Елисеем, но и с ротой византийских вояк.) Другими словами, даже такая «мягкая» перезагрузка пошла «Богатырям» на пользу: перед нами один из лучших фильмов франшизы, который способны принять даже те, кто давно уже устал от наших «муромцев». Правда, самое главное у «Мельницы» еще впереди: ей нужно собраться с духом и устроить в Киевском княжестве капитальный ремонт, а то через пару лет не спасут ни мягкие перезагрузки, ни репертуарное затишье в новогоднем прокате. Источник: kinoafisha.info
|
27 Декабря 2018 0
Рецензия на фильм «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» |
Подходит к концу 2018-й, а значит наступает время подводить итоги года. Для отделения полиции «Барвиха Северное» эти итоги могут стать не просто неутешительными из-за низкой раскрываемости, а ещё и последними. Бюджет не позволяет содержать два отделения по району Барвиха, так что в новом 2019 году одно из них закроется (Северное или Южное соответственно). Чтобы улучшить статистику, у Гриши Измайлова и полковника Яковлева остаются считанные дни до Нового года. Помочь может только раскрытие громкого дела, например, дерзкого ограбления банка. Недолго думая, Гриша предлагает сотрудникам самим ограбить банк, а Яковлева и Мухича отправить по следу, чтобы раскрыть преступление, вернуть деньги и сохранить работу. Но всё идёт не по плану, когда становится ясно, чьи деньги похитили полицейские.
«Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» не первый российский полнометражный фильм, выросший из сериала. Уже были и две «Кухни», и «Глухарь», сценарий к которому кстати также написал Илья Куликов, а в сентябре этого года начались съёмки полного метра по ещё одному сериалу со сценарием Куликова «Чернобыль. Зона отчуждения». Очевидный козырь таких фильмов – узнаваемость персонажей среди аудитории сериала. С другой стороны, неподготовленный зритель на такое кино идти побаивается. Сразу следует развеять такого рода страхи: в самом начале полнометражного «Полицейского с Рублёвки» за пять минут полковник Яковлев в своей непревзойдённой манере расскажет, что к чему и кто есть кто. Создатели фильма решили не экспериментировать с новыми персонажами, так что и актёрский состав не изменился: в роли Гриши Измайлова – Александр Петров, в роли Володи Яковлева – Сергей Бурунов, в роли Ники – Александра Бортич, в роли Мухича – Роман Попов и так далее. Помимо знакомых героев «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» сохранил полюбившийся зрителям ТНТ стиль, где юмор (как всегда на грани) уживается с искренними людскими переживаниями. В то же время отшлифованный сценарий, завязка которого кажется поначалу банальной, в конечном счёте держит интригу, а неожиданные повороты сюжета, как и развязка, не дадут отвлекаться во время всего фильма. Баланс между чёрным юмором и приемлемым выдержан уверенно, хоть и смело, а «сука» из уст Яковлева вырывается в разы чаще, чем в сериале. Неудивительно, ведь судьба, орудием которой станут Гриша и Ника, преподносят ему всё больше демонических сюрпризов. А с учётом интересного положения Ники, о котором стало известно в конце четвёртого сезона, создатели фильма порадуют нас ироничными отсылками к «Омену», в том числе и музыкальными. Вообще саундтрек к «Полицейскому с Рублёвки» сделан для всех возрастов: тут и Boney M., и наши хиты 80-х и 90-х, современные треки, и даже «Чёрные глаза». А уж «Музыка нас связала» в исполнении Сергея Бурунова и вовсе претендует на вирусность. «Полицейский с Рублёвки. Новогодний беспредел» имеет все шансы разойтись на крылатые фразы, а его персонажи со временем вполне могут стать героями анекдотов в одном ряду с Чапаевым и Штирлицем. Как и большинство таких анекдотов, это кино не создано для детей, так что несмотря на обилие ёлок, мандаринов и даже костюм Деда Мороза семейным фильмом «Полицейского с Рублёвки» не назовёшь. Всё-таки шутки ниже пояса и продакт плейсмент водки – это как минимум 16+ (и то, с водкой ещё вопрос). В остальном получилась задорная российская новогодняя комедия, не без самоиронии, что в наше время встретишь нечасто. Источник: kinoafisha.info
|
21 Декабря 2018 0
Рецензия на фильм «Девочка» |
Лара родилась в теле мальчика. В качестве подарков на свой шестнадцатый день рождения она получает курс гормонов и пуанты. В ее жизни открывается новая глава, запускающая два важных процесса: подготовку к операции по смене пола, проведение которой станет возможно по достижении совершеннолетия, и начало обучения в престижной балетной школе. Окружение Лары демонстрирует поразительную эмпатию, ее поддерживают все: семья, педагоги и врачи. Даже жестокие обычно подростки вполне спокойно воспринимают мальчика, мечтающего стать балериной и пользующегося женской раздевалкой. Выводя конфликт из зоны социального, Лукас Донт сосредотачивается на проблеме принятии себя, характерной для историй coming of age и усугубленной сложностями гендерной самоидентификации.
Балет как искусство, требующее от исполнительниц абсолютной женственности, становится идентификатором сложности трансгендерного пути. Лара одевается, как девушка, ведет себя, как девушка, в ней все – от походки до наклона головы – как у девушки. Но обучение в танцевальной школе выдает незаметные на первый взгляд детали: широкую кость, мощные икры и бицепсы, далеко не изящную шею. Лара упорна. День за днем ее сбитые в кровь ноги поднимаются на пуанты, лицо багровеет от напряжения, бесконечные вращения и прыжки никак не обретают нужной легкости, но она продолжает трудиться. Эмоциональное состояние транслируется через физиологический ад, который героиня создает для себя сама. Лара заклеивает скотчем первичные половые признаки, чтобы, превозмогая боль, отрывать клейкую ленту от незаживающей кожи. Из-за этого она не может ходить в туалет – и перестает пить воду во время изнурительных тренировок. Она потеет на занятиях, но не может пойти в душ вместе с другими девочками. Донт доводит до предела отрицание своего тела, загоняя в угол и героиню, неспособную еще два года терпеть кожу, в которой она живет, и весь фильм – развязка в духе Ларса фон Триера выглядит слишком нарочитой, но вместе с тем неизбежной в заданных координатах. Сгущение красок сглаживается прекрасной актерской игрой Виктора Полстера. Исполнителя главной роли искали долго, рассматривая кандидатуры обоих полов. Выбор пал на профессионального танцора, и это обернулось редкой удачей. О тревогах и страхах, желании и страсти, неуверенности и целеустремленности, о мучительной работе по формированию новой себя он убедительно рассказывает с помощью языка тела. Полстер чутко улавливает то ощущение, когда сквозь приветливые улыбки мерещится неискренность. Его героиня чувствует себя девушкой, но не может разглядеть девушку в зеркальном отражении – оно двоится и расплывается. Внутренний разлад провоцирует недоверие к окружающим, в один голос уверяющим, что видят перед собой юную женщину. Во многом это может быть обусловлено характерной для любого подростка, а потому легко воспроизводимой, неспособностью любить себя и видеть свои сильные стороны, но талантливости дебюта не умаляет. Вольно или невольно Лукас Донт нащупывает слабину в победившей толерантности. Люди, инаковость которых до недавних пор подвергалась остракизму, ранимы так же, как эмоционально несформированные подростки. В то же время в их принятии социумом присутствует едва уловимое лицемерие. Это принятие возникает в результате здравомыслия, но пока не является врожденным и безусловным. Поэтому происходят сбои. Происходят они и в «Девочке»: любопытные одноклассницы на мгновение забывают о приличиях и просят показать член, потом младший брат в сердцах называет именем, данным от рождения. Да и в целом, все делают вид, что понимают, но никто по-настоящему не осознает, насколько может быть сильна ненависть к себе, к своему телу и возможностям, которые оно ограничивает. Донт, конечно, работает резкими мазками, гиперболизирует ситуацию, агрессивно сталкивает женственность и мужественность в пределах одной физической оболочки. Но ему удается найти баланс между высказыванием, откликающимся на актуальную повестку, и пронзительным высказыванием о пубертате – времени, когда нетерпение сердца заставляет желать всего и сразу. Источник: postcriticism.ru
|
21 Декабря 2018 0
Рецензия на фильм «Человек, место, время и снова человек» |
Не все морские круизы одинаково безопасны, особенно если путешествовать в окружении пушек, сенаторов и убийц. Впрочем, сразу после отплытия лайнера ничто не предвещало беды: верхняя палуба привычно пировала, нижняя не менее привычно ворчала на давно надоевший рис, и только странный старикашка с бородой мудреца собирал по углам пыль в пластиковые стаканчики. Но ближе к ночи начались оргии, для кого-то добровольные, для кого-то не очень: сенатор приглядел себе симпатичную новобрачную, после чего ее муж оказался за бортом с перерезанным горлом. А утром оказалось, что океан исчез – и корабль завис в воздухе где-то над облаками…
«Я снял очень простое кино, – сказал Ким Ки Дук на Берлинском фестивале, где фильм был представлен в программе Panorama. – Я сделал его, чтобы перестать ненавидеть людей». Маэстро, конечно, кокетничает: если у него и была цель обрести любовь к человечеству, то, судя по финалу, попытка эта с грохотом провалилась. А вот что касается простоты… Новый фильм Ким Ки Дука сложным действительно не назовешь. По жанру это притча, однако большого количества трактовок в данном случае не предполагается. Метафоры и аллегории здесь прозрачны и прямолинейны: корабль легко расшифровывается как общество или государство (образ, известный в европейской культуре со времен ранней античности), еда – как жизненные блага, а сенатор – зарвавшийся правитель, и так далее. А все происходящее – приговор роду людскому, которого не спасет и новый Эдем. На самом деле, Ким Ки Дук, конечно, предается своему любимому занятию – изучает природу человеческой жестокости. Хотя, пожалуй, ответ на этот вопрос мастер кровавого эпатажа вполне внятно сформулировал еще в фильме «Весна, лето, осень, зима и снова весна» (2003). «Похоть рождает желание обладать, – говорит учитель влюбленному ученику. – Из желания обладать рождается желание убивать». Другими словами, насилие кровными узами связано с похотью и жаждой обладания. «Человек, место, время и снова человек» – максимально подробная визуализация этой формулы. Корабль поднимается в небо именно после ночных оргий. Сенатор объявляет военное положение и присваивает себе весь провиант (читай, захватывает власть и становится диктатором), и тогда выжившие начинают питаться трупами вчерашних врагов (кстати, из-за этих сцен прокат фильма в Южной Корее был запрещен). Каннибализм сдобрен антивоенными мотивами, рассуждениями автора о природе бунта и непрозрачными намеками на судьбы «отцов народа», которые вынуждены жрать за троих, ибо перетрудились. Фильм также провоцирует и на рассуждения о том, что все мы – лишь перегной для последующих поколений, и каждое новое общество строится на костях предыдущего. Но, повторюсь, подобные провокации в «Человеке» настолько прямолинейны, что стоит обойти их стороной. С другой стороны, никуда не деться от факта, что «Человек» – далеко не лучшая работа Ким Ки Дука. Это касается как визуальной составляющей (фильм сделан без особых изысков), так и внутреннего наполнения. Например, если попытаться препарировать «Человека» логикой, то он рассыпается в пыль. Откуда люди знают, что лайнер, поднявшийся в небо, не рухнет вниз? Почему никто не вспоминает, что кроме еды, человеку нужна вода? Почему на корабле нет оружия даже у капитана? И почему моряки – люди физически сильные и подготовленные – не пытаются утихомирить кучку самозванцев, захвативших власть с помощью одного единственного револьвера? Вопросов слишком много даже по меркам притчи – жанра, в котором условность всегда была выставлена на максимум. К тому же на протяжении всех двух часов зритель не может выбраться из водоворота повторов. Простой люд врывается на пир богачей, требует своей доли, получает по шеям и уходит – лишь за тем, чтобы прийти снова. Так в незначительных вариациях повторяется раз десять. При этом режиссер намеренно игнорирует законы экранного времени: мы видим, что герой только что поел, и вот он уже снова кричит, что умирает от голода (на самом деле между «обедом» и голодными воплями прошло несколько суток или даже неделя, но никто не позаботился сообщить нам об этом). Впрочем, Ким Ки Дуку важнее суть высказывания, а не его форма, так что ближе к финалу к подобной условности привыкаешь. А вот к упитанным лицам голодающих привыкнуть уже сложнее, особенно когда один из таких страдальцев, тряся тремя подбородками, лезет под пули, изображая голодное отчаяние. Как бы то ни было, азиатского фестивального кино в нашем прокате немного, а уж попыток разобраться в причинах человеческой агрессии и того меньше. К тому же «Человек, место, время и снова человек» Ким Ки Дука – отличный повод лишний раз вспомнить, что фраза «риса нет, но вы держитесь» ни к чему хорошему не приводит. Источник: timeout.ru
|
21 Декабря 2018 0
Рецензия на фильм «Воспитательница» |
Поэзия в кино часто является эдаким клеем, соединяющим сюжетные и смысловые пласты фильма. Можно вспомнить, собственно, «Поэзию» Ли Чхан Дона, в которой стихи выступали психологическим щитом для главной героини, помогая ей скрасить её неприглядную жизнь. В «Патерсоне» Джима Джармуша главный герой рифмоплётствовал, транслируя собственную и режиссёрскую философию окружающему миру и зрителям. В «Воспитательнице» стихи маленького талантливого Джимми становятся для протагонистки — воспитательницы в детском саду Лизы — проводником в мир её нереализованных надежд.
Лиза — человек, сотканный из скрытых от зрителя неврозов: уже взрослые дети совершенно не чтят авторитет матери, полноватый муж давно растерял всякую привлекательность, а её выступления с собственными хокку в литературном кружке не приносят удовлетворения ни ей, ни единомышленникам. Обнаружив в своём воспитаннике недюжинный талант к сочинению стихов, она хватается за мальчика как за спасательный круг: записывает за ним каждое слово, водит на литературные вечера наравне со взрослыми и упрашивает равнодушного отца Джимми не превращать пацана в очередного предпринимателя, а развивать его дар. Нервозность героини, которую она (благодаря недюжинному таланту актрисы Мэгги Джилленхол) тщательно пытается скрыть, навевает тревогу с самого начала. «Воспитательница» выступает как драма, но постепенно обращается в тихий, затаённый в фабуле сюжета триллер, который остаётся внутри неё, не выходя за рамки скрываемых Лизой недомолвок в собственном характере. Её увлеченность стихами Джимми постепенно перерастает в одержимость, которая, возможно, остаётся неочевидной для неё самой — вплоть до финала. Такого же тихого, лишённого эмоций и оценок, отстранённого и потому особенно страшного. Фильм, на самом деле, отнюдь не про поэзию — при желании мальчик мог бы быть талантливым певцом, художником, скульптором, да хоть резчиком по дереву. Главное, что он «новый Моцарт», как называет его Лиза, показывая тем самым, что до настоящей интеллектуалки ей как Элджею до Пушкина: всё-таки Вольфганг Амадей был музыкантом, и сравнивать с ним юного поэта некорректно. Для него это лишь скромные, неосознанные попытки самовыражения, для неё же стихи — суррогат, попытка компенсировать неудовлетворенность жизнью приобщением к чему-то высокому. Трагедия в том, что она сама не осознаёт, что просто использует и мальчика, и его дар. Джимми становится для Лизы проводником в мир того, что она так хочет достичь, но никак не может из-за собственной несостоятельности. И фильм кажется своеобразным приговором представителям того типа «творческих людей», которые стремятся восполнить через созидание недостающие звенья в жизни. Рождённый ползать — слагать стихи не может? Но по сути, не в стихах дело, и даже не в творчестве. Ларс фон Триер в своём последнем фильме «Дом, который построил Джек» показал, что истинное творчество должно преследовать единственную цель — помогать людям. А творчество напускное, насквозь фальшивое и идущее не от сердца, а от затаённых внутри человека бесов, лишь несёт вред и страдания. Как и мнимая забота Лизы о Джимми, которая на деле есть не что иное, как заполнение собственных пустот чужими руками. Источник: kg-portal.ru
|
18 Декабря 2018 0