Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Подбросы» |
Когда крупный фестиваль объявляет свою конкурсную программу, несколько фильмов из списка сразу же зачисляются в фавориты. Напротив их названий критики и киноманы как бы мысленно ставят галочку: «Смотреть обязательно». Появилась такая галочка и рядом с «Подбросами» Ивана И.Твердовского, когда свои фестивальные ожидания опубликовал 29-ый «Кинотавр». Если честно, то от автора «Класса коррекции» и «Зоологии» ждали очередной кинопровокации – жесткой и яркой одновременно. Но с провокацией не сложилось, хотя без призов фильм с фестиваля не уехал: его наградили за операторскую работу и за лучшую женскую роль (что, впрочем, стало уже чем-то вроде традиции: в 2016-м Наталья Павленкова, сыгравшая в «Зоологии», победила на «Кинотавре» в номинации «Лучшая актриса»). А после смотра в Сочи «Подбросы» начали активно «фестивалить» по нашим городам и весям, например, участвовали в конкурсе нижегородского фестиваля нового российского кино «Горький fest». Ну и без Карловых Вар, разумеется, не обошлось: туда Иван И.Твердовский ездит с каждой своей работой.
С «Подбросами» все по-другому. В их центре очень странный герой – сильный и хрупкий одновременно. Его болезнь (Денис не чувствует боли) тоже легко принять за фантастическое допущение, но, на самом деле, такое заболевание существует, и имя ему – анальгезия. То есть, по большому счету, фэнтезийного в «Подбросах» нет ничего. Тем не менее, первые минут десять фильм умело маскируется под антиутопию – к такому восприятию подталкивает и стилистическое решение, и наличие в кадре бэби-боксов, которых в России, как вы понимаете, нет. Потом, правда, выясняется, что действие происходит все-таки у нас и в наше время. И тогда сразу возникают вопросы. «Подбросы» – это своего рода инвектива против коррумпированности судов и вседозволенности «охранки» (в данном случае речь идет о работниках ДПС). Но Иван Твердовский палку явно перегибает: я не верю происходящему, когда «мент» орет в мегафон на всю улицу, что пора делить бабки, не верю, когда десяток судебных дел «обслуживаются» с помощью одного и того же потерпевшего, который попадает под машины с регулярностью раз в неделю… Другими словами, баланс между выдуманным и реальным в «Подбросах» не просто нарушен – он и критики-то не выдерживает. Ведь не случайно журналисты «путаются в показаниях», когда пытаются определить жанр фильма: его называют то притчей, то комиксом, то антиутопией, то «карикатурой на действительность»… Потому что слишком утрированным получилось высказывание, слишком пережатым – не понимаешь, как воспринимать. При этом никто не спорит, что «Подбросы» – клубок «жирных» метафор, который, впрочем, распутывается весьма легко. Детский дом – детство; выход за порог – взросление; мальчик, который корчится на кафельном полу в туалете – визуализация боли, которую испытывает подросток, сталкиваясь с миром взрослых. (Ну а слова «Терпи, терпи» вообще слоган фильма) Однако, если приглядеться, ничего более глубокого за этим слоем метафор нет. Зато есть другое: от фильма остается привкус какой-то подростковой обиды (или, простите, подросткового инфантилизма). То есть такую историю вполне мог бы придумать подросток, который уверен, что все взрослые вокруг – бяки, и его, маленького, обижают, поэтому нужно срочно забиться в угол и реветь-реветь-реветь – да так, чтобы стены дрожали… Кстати, такой «подростковый подход» очень многое объясняет: становится понятной и искаженная картина мира (ведь нам всё показали через призму полудетского восприятия, где все взрослые – злые и страшные), и преувеличенная любовь мамы (такая горячая, что до инцеста – полшага), и желание спрятаться назад в норку (вернуться в детство, сиречь, в детский дом). Впрочем, такое толкование было бы слишком примитивно, разве не так? Источник: kinoafisha.info
|
22 Ноября 2018 0
Рецензия на фильм «Не чужие» |
Судьба кинодрамы "Не чужие" сложилась трагично. Ее задумала и почти завершила съемки Вера Глаголева - актриса, в двадцатилетнем возрасте блестяще дебютировавшая в фильме своего первого мужа Родиона Нахапетова "На край света", и режиссер таких талантливых картин, как "Сломанный свет", "Одна война", "Две женщины". Ее смерть прервала работу над фильмом, и часть съемок в казахских степях завершили ее друзья и коллеги; для того, чтобы картина состоялась, все сделала подруга Глаголевой, продюсер ее лучших фильмов Наталья Иванова.
В основе - пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой, не раз уже привлекавшая внимание кинорежиссеров, но до экранов дошедшая впервые. Первоначальное название - "Глиняная яма", оно во многом определило стилистику картины: среда обитания героев безлюдна, пустынна, предельно захламлена и кажется заброшенной. Сюда еще ходит поезд, но городок словно вымер, и забытый сумрачный карьер похож на Марс, у которого все в прошлом. Люди здесь привычно месят скользкую глиняную жижу, и вернувшаяся из Москвы красотка Милка впадает в лютую ипохондрию: здесь нельзя жить, а можно только медленно увядать. Дома - навек уставшая мать (умная и точная работа Татьяны Владимировой) и сестра с двумя детишками, задумавшая выйти замуж за парня из Казахстана и уже от него беременная. Мать от такого решения в отчаянии: у этого Рустама свои традиции, своя культура и свои представления о жизни. Он даже на собственной свадьбе, когда кругом русская разлюли-малина, рюмки не пригубит, на клич "Горько!" не реагирует. Тема несовместности культур - кажущейся или реальной - занимает в фильме важное место, поиски точек общности - его сюжет. По замыслу режиссера, "инородец" Рустам в городке - как Марлон Брандо, слетевший из другого мира: по контрасту с хлипкими и вечно пьяненькими местными жителями он кажется надежным и сильным, женщины к нему тянутся. А то, что у него на уме, никто прочитать не сможет - другой язык, другие культурные коды, "Восток - дело тонкое". В этой роли Санжар Мали - фактурный, но слишком монотонно нелюдимый, отрешенный, замкнутый. Впрочем, понятно: его герой пришиблен страшным горем - вся семья погибла под обрушившимся с гор селем, и Рустам теперь пытается начать жизнь с нуля - новую жизнь в чужой стране. И единственное, что еще может его пробудить к действию, - это или древний зов пола, или новая беда, которую еще можно предотвратить. Что и произойдет в финале, который должен всех примирить - хотя бы на время. В ролях сестер-соперниц Милы и Галины убедительны Лилия Волкова и Анна Капалева, обе известны главным образом по сериалам: не очень примелькавшиеся в кино лица - принцип кастинга. И все же главный и самый сильный образ картины - нищета выживания. Все чаще в нашем кино, как нечто естественное и характерное для времени, возникает этот печальный абрис социума без будущего, надежд и видимых идеалов. Уже никто не вспоминает о высоком и вечном, уже как класс отсутствуют в общественном сознании хотя бы проблески интереса к науке, образованию, литературе, искусству - все это заменяет мерцающий в углу телевизор; впрочем, на него тоже никто не обращает внимания. Режиссер может не сосредоточиваться на этом знаке времени, вообще о нем не думать - но не может не отразить торжества того, что великий пролетарский писатель называл "свинцовыми мерзостями дикой русской жизни". Они к нам вернулись, едва вместе с коммунистическим мифом из нашего быта ушел идеал как таковой. Как нечто, к чему стоит стремиться. Как надежда, которая погибает последней. То, что в результате получилось из незавершенного замысла так рано ушедшего от нас режиссера, - несомненно, мелодрама. Она будет особенно близка женской части аудитории - история молодой матери, которая тщетно ищет в жизни опору, история любви от сердца - и по расчету, история о коварной разлучнице, легких соблазнах и о жестоком испытании, которое одно может пробудить в заблудшем нечто настоящее и прочное. Источник: rg.ru
|
16 Ноября 2018 0
Рецензия на фильм «Пришелец» |
Первая российская экспедиция на Марс грозит обернуться полным провалом. Из-за форс-мажорных обстоятельств космический корабль теряет управление при посадке на другую планету. Спасти экипаж в этой ситуации может только жертва - командир корабля Александр Чапаев (Александр Куликов) вынужден отстыковать свой отсек и в одиночестве остаться на Марсе. И он это делает, не задумываясь.
Чуть позже начальник центра управления полетом Александр Ковалев (Андрей Смоляков) пытается организовать экстренную операцию по спасению космонавта. Но на это нужны огромные средства, которые правительство выделять больше не готово. Приходится привлекать всяких подозрительных манипуляторов и втягивать затерянного на Марсе Чапаева в различные грязные игры. А тот все больше уходит в себя, потому что на Марсе его берут в оборот какие-то таинственные сущности. А может, ему это только кажется? Говоря о «Пришельце», невозможно не вспомнить о «Марсианине» Ридли Скотта. Продюсеры российской ленты, кажется, и сами не против таких сравнений. Однако между двумя фильмами есть одно существенное различие. Если герой Мэтта Дэймона с самого начала ведет себя как законченный прагматик и начинает выращивать себе провиант, то Чапаева такие мелочи не волнуют вообще (тем более, щедрые создатели «Пришельца» отвалили ему припасов с барского плеча на целых три года). Вместо того, чтобы заняться научными экспериментами или попытаться как-то облегчить себе участь в экстремальных условиях, российский космонавт начинает задаваться вечными вопросами и жадно прислушиваться к голосам внутри себя. В какой-то момент он радостно заявляет, что таким счастливым себя никогда не ощущал. Поводом для рефлексии становится даже марсианская дегустация лука («На Земле я его ненавидел, может, здесь будет другой вкус? Тьфу, такая же гадость!»). Для любителей жанрового кино в «Пришельце» слишком много топтания на месте и алогичных поворотов сюжета. Любителей арт-хауса, напротив, может разочаровать не слишком глубокий «заныр». Адепты же метафизики наверняка удивятся, зачем нужно лететь за 55 миллионов километров, чтобы найти путь к себе? Может быть, достаточно походов в соседний храм или шефства над каким-нибудь детским домом? Печально, но взглянуть на «Пришельца» с другой стороны помогает факт реальной гибели режиссера и исполнителя главной роли Александра Куликова. В этой ситуации все произнесенное его персонажем с экрана наделяется особым смыслом - как завещание всем нам. Наверное, любой актер втайне мечтает о том, чтобы его последняя роль оказалась столь же многозначной, а не очередным ментом или криминальным авторитетом. Источник: intermedia.ru
|
09 Ноября 2018 0
Рецензия на фильм «Крымский мост. Сделано с любовью!» |
Лето в России – гость непостоянный, а оттого всегда желанный, и киноиндустрия изо всех сил старается продлить это удовольствие на экране. Поэтому 1 ноября, когда в большинстве городов нашей необъятной родины будет слякотно и холодно, в прокат выходит солнечная комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!», в которой зрителю предлагается посмотреть, как зарождаются любовные истории на фоне крымского курортного городка, где идет строительство главного моста.
Режиссером картины выступил Тигран Кеосаян, хорошо известный зрителю по фильмам «Ландыш серебристый» и «Президент и его внучка». На этот раз постановщик работал в тандеме со своей супругой Маргаритой Симоньян, главным редактором телеканала Russia Today. Она написала сценарий, в котором на удивление не нашлось места политическим темам. Максимум вы услышите одну шутку про Владимира Владимировича, а все остальное время будете наблюдать за перипетиями страстей и строительством любовных мостов героев. В отличие от провального «хита» прошлого года – «Крым» – этот фильм действительно о любви от самого первого до последнего кадра. В центре действия археолог Варя (Катерина Шпица), которая приехала в Керчь на раскопки. На нее обращают внимание сразу два завидных жениха: московский пиарщик с поэтичным именем Виктор Онегин (Артем Ткаченко) и местный рубаха-парень и «Казанова» Дима (Алексей Демидов). Выбор у девушки непростой - светлое, беспроблемное будущее или приключения без ограничений и неизвестное завтра. На фоне этого любовного треугольника обнаруживается горячий южный парень Бернард, который страстно хочет жениться на американке, женоненавистник Михалыч, в которого безответно влюблена местная повариха, московский хипстер Тихон и скромная девушка Аля, а также ее ворчливый дед, который потерял свою любовь много лет назад и никак не может ее забыть. В общем персонажей тут на любой вкус и возраст. Все они, как и герои «Дома 2», не только ищут, но и пытаются построить свою любовь, отдаваясь этому занятию на полную катушку. Авторы фильма намеренно не трогали непростую политическую ситуацию вокруг полуострова Крым и, к сожалению, не уделили должного внимания пейзажам этой местности. Весь фильм зрители наблюдают местные рестораны, процесс стройки моста, рынок, но такое можно снять где угодно, а хотелось увидеть что-то сродни «Ешь. молись. Люби», чтобы после сеанса захотелось отправиться неважно куда и обрести спокойствие, счастье и любовь. Пока сложно сказать, какая судьба ждёт «Крымский мост» в кино, но вот когда дело дойдёт до телевизионных показов, то работа Кеосаяна станет непременным атрибутом семейных вечеров. Угодить авторы попытались всем. Для взрослых есть параллели с советским кино, для парочек –красивые истории любви, а молодёжи могут понравится сами герои с незамутненным разумом и желанием двигаться только вперёд. Фильм обязательно найдет свою аудиторию, порадует солнечными кадрами, забавными героями и верой в то, что каждый достоин любви и обязательно встретит ее, даже порой когда совсем этого не ждешь. Картина «Крымский мост» снята для безнадежных романтиков и тех, кто любит свою страну. А найти в ней недостатки очень легко, достаточно просто пристально вглядеться в персонажей, вслушаться в их диалоги и разобрать сценарий по кусочкам. Но делать это почему-то не хочется. Источник: kinoafisha.info
|
02 Ноября 2018 0
Рецензия на фильм «Проигранное место» |
Надежда Михалкова («Утомленные солнцем») дебютировала в самом интригующем и популярном нынче жанре – хорроре. Причем для этого она заручилась поддержкой известных драматургов – братьев Пресняковых («Изображая жертву»), решивших порассуждать о жизни современных подростков. Их никто ни к чему не может привлечь, и все обвиняют родителей и родственников в том, что дети творят.
Сценарий «Проигранного места» - это сосредоточение всего, что зрители знают, помнят и могут цитировать. Это место, где «Крик» Уэса Крэйвена встречается с «Городскими легендами» Джэми Блэнкса и «Мертвыми дочерями» Павла Руминова, а так же обязательными параллелями с проектами студии Blumhouse Productions («Судная ночь», «Визит»), без которой современный пугательный жанр был бы совсем другим. Здесь реальность и вымысел неразделимы, а герои перемещаются по тонкой грани между ними. Начинается все довольно-таки бойко с посиделок у костра. Истории, которыми делятся герои, очень похожи на взрослые версии того, что описывал Эдуард Успенский в своей книге «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы». При этом все это еще подогревается тем, что подростки должны отгадать, придуманная эта история или сказка, которую их друзья где-то услышали. Снял «Проигранное место» Михаил Хасая («Притяжение»), а озвучил Игорь Вдовин («Дуэлянт»), они создают мировой уровень картинки и звуковых эффектов. Хотя местами кажется, что создатели немного заигрываются, особенно, когда зрителей постоянно возвращают в поля, чтобы показать, как красиво отражаются в траве первые лучи солнца на рассвете. Кладбище здесь тоже одно из центральных мест, как в недавней «Кислоте» Александра Горчилина, герои переживают и пытаются найти ответы у тех, кто уже отправился в мир иной. «Ружья», как это принято, всегда выстреливают, даже если это рапиры, а подростки решают свои проблемы так же агрессивно, как в сериале «Спарта» Егора Баранова. В картине снялись: Анастасия Акатова и Никита Еленев, хорошо знакомые любителям пугательных фильмов по «Дизлайку» и «Русалке. Озеру мертвых». Есть здесь и пока известные лишь по сериалам Валентина Ляпина («Воронины»), Сергей Городничий («Пьяная фирма») и Алексей Дякин («Тихий дон»). А самой знакомой актрисой «Проигранного места» можно назвать Анну Михалкову («Обычная женщина»), сыгравшую здесь аналог главной героини «Фарго» братьев Коэн. Картина «Проигранное место» резко стартует и отлично задает тон тем, кто будет пугать зрителей после. Герои, хорошо насмотренные и четко понимающие в какую ж..у попали, не разделяются, комментируют происходящее и вспоминают фильмы, отсылки к которым используют создатели. Смотреть «Проигранное место» местами крайне сложно, так как авторы умудрились подхватить все «болезни» и «сложности» современных пугалок. Но даже несмотря на это, развлекает кино по полной программе и дает возможность любителям жанра дожить до выхода в прокат «Рассвета» и продолжения «Пиковой дамы». Источник: kinoafisha.info
|
02 Ноября 2018 0