Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Человек, который удивил всех» |
Говорить о новом фильме супружеской пары Натальи Меркуловой и Алексея Чупова можно либо беспредметно, либо со спойлерами, так что, если вы не хотите заранее знать главный сюжетный поворот, воздержитесь от чтения этой рецензии. То ли егерь, то ли лесник Егор (Евгений Цыганов) – воплощение образа «настоящего мужика». С первых минут он вступает в борьбу: пытается задержать двух вооружённых браконьеров (успешно, пусть и не без труда), убедить председателя разобраться с неработающей каждую зиму электроподстанцией (тут уж увы, не судьба), словом решительно и спокойно делает своё дело. Он любит свою беременную жену Наташу (Наталья Кудряшова), терпит по-стариковски ворчливого тестя (Юрий Кузнецов) и дружит с сыном-школьником Артёмом.
Но однажды у Егора диагностируют рак в терминальной стадии, сколько ему осталось жить, врач в областной больнице точно сказать не может. «Я сказал не два месяца, а месяца два» - вот и вся определённость. Сильный, немногословный, серьёзный и практичный Егор начинает готовиться к смерти: кладёт на два месяца деньги в сберкассу, чтобы хватило на похороны, покупает домочадцам невиданное лакомство (печень трески), а перед тем, как отправиться в хоспис, собирается выкопать картошку. Зритель готовится к форматному кино, где на фоне провинциального сурового быта среди молчаливых сельских жителей главный герой ждёт неизбежного. Погружаясь в апатию, он выслушивает вялые утешения односельчан, в которые не верят ни они, ни сам Егор, ни зритель. Лишь любящая жена Наташа после откровенного разговора начинает собирать деньги на лечение, находит столичного профессора и умоляет мужа быть сильным. Когда врачи разводят руками, Наташа отводит Егора к знахарке. Рассказанная ею притча о селезне, который обманул смерть, и становится поворотным моментом и сквозной метафорой всего фильма, точкой невозврата, за которой – спойлеры. По легенде, когда селезню пришла пора умирать, он извалялся в пыли, стал серым и спрятался среди уток, так что старуха с косой не нашла его и ретировалась. Егора так впечатляет эта история, что он покупает женскую одежду, бельё, косметику и начинает перевоплощаться по ночам. А вдруг, став другим человеком, и он сможет перехитрить смерть? Даже сам Егор поначалу не готов принять свой новый облик, он запирается в бане, а когда наконец выходит наружу сталкивается с брезгливостью и звериной ненавистью окружающих, побоями и изгнанием. Но не стоит воспринимать «Человека, который удивил всех» как социальную драму, заточенную под иностранные фестивали и спекулирующую на темах гендерной идентичности и гомофобии. Переодевание в дешёвое красное платье лишь часть магического ритуала, который Егор исполняет с невероятным мужеством. Весь оставшийся фильм главный герой не промолвит ни слова. Как знать, может быть, чтобы смерть не узнала его голос? До конца фильма Егор не прибегнет к насилию, даже когда его будут бить или того хуже. Все вокруг, даже так боявшаяся его потерять жена, ждут от Егора, что он умрёт мужиком, но егерь выбирает жизнь. Среди культа силы и борьбы (даже такой бесполезной, как борьба со смертью), решение спрятаться, измениться, позволить себе быть слабым, чтобы выжить – преступление. И не важно, как ты оденешься, тебя всё равно назовут бабой. А вот когда дело доходит до комикса, становится грустно. Злодей в «СуперБобровых» совершенно опереточный (и по форме, и по содержанию), мотивации у него спутаны и не идут дальше «вселенского господства во славу всеобщего блага». Он ненавидит гаджеты и приборы (вплоть до пылесоса и вентилятора), он объявил мораторий на электричество, но ездить на машине ему это никак не мешает (вопрос «а как же он заряжает аккумулятор автомобиля» я, с вашего разрешения, задавать не буду). В итоге славный подвиг «Народных мстителей» сводится к противостоянию с каким-то суперзлодейским придурком, жаждущим спалить все электростанции, дабы избавить человечество от компьютеров. В общем, очередной детский утренник на огромном экране. И, кстати, будь «СуперБобровы» пародией на комиксы Marvel или DC – претензий бы не было. Но всё всерьез, господа. Всё всерьез. Воплощение такого непростого режиссёрского замысла напрямую зависит от исполнителя главной роли. Неверный выбор грозит обрушить всё строение фильма. Евгений Цыганов получил эту роль не только потому, что для большинства зрителей за ним закрепился образ настоящего мужчины с волевыми скулами и экзистенциальной обречённостью на лице, которыми режиссёры играют с давних пор («Космос как предчувствие», «Ветка сирени», «Оттепель»). Умение не казаться, но быть, молчаливо и сдержанно проживать роль, а не играть, делают Цыганова уникальным актёром своего поколения и вообще российского кино. Этот талант Меркулова и Чупов успешно используют, чтобы создать может быть самого необычного персонажа современного отечественного кинематографа. Важную роль играет пространство леса, в котором герой Цыганова оказывается в судьбоносные моменты, по которым можно проследить эволюцию персонажа. Мистическим образом в этом лесу сконцентрированы великая красота и великий страх, тайна жизни, смерти и возрождения. Эстонский оператор Март Таниэль со всем северным спокойствием и ювелирной точностью держит дистанцию между этим пространством, да и всеми пейзажи, и зрителем. Картинка в «Человеке, который удивил всех» холодная и суровая, как сама Сибирь. Вместе с тем операторская работа Таниэля с первых кадров помогает создать нежный и органичный дуэт Цыганова и Кудряшовой. «Человек, который удивил всех» - попытка супружеского режиссёрского дуэта изучить и показать взаимодействие «мужского» и «женского» архетипов в русском сознании, фильм-притча о перерождении во имя жизни, так что не следует судить его строго за недостаток реализма. И неважно в чём он проявляется: в бесплатных хосписах и обезболивающих для больных раком или даже в счастливом финале. Как бы искусственно ни выглядела концовка, иначе сказка завершиться и не могла. Источник: kinoafisha.info
|
26 Октября 2018 0
Рецензия на фильм «СуперБобровы. Народные мстители» |
Хотим мы того или нет, но в основе «СуперБобровых» лежит идея простая до гениальности: перед нами не просто кучка супергероев с набором способностей, а группа персонажей, которые обретают силу, только когда они вместе. И стоит лишь одному «бобренку» (даже плохенькому и бесполезному) сделать шаг в сторону – в плохеньких и бесполезных превращаются все: невидимка становится «видимкой», а могущая летать шмякается на землю. Для семейного фильма такой ход без преувеличения гениален – ничего лучшего нельзя и придумать. Тем не менее, назвать первых «СуперБобровых» настоящей семейной комедией можно было с большой натяжкой: герои на каждом шагу собачились и друг друга чморили, а следить за семейными дрязгами детям было не очень-то интересно. Да и элементы черного юмора давали о себе знать.
Готовясь к сиквелу, продюсеры многое изменили. Историю сделали максимально простой и понятной (даже чересчур), героев помирили и запретили им ссориться (семейство стало единой командой), черный юмор выбросили за ненадобностью на свалку истории. К сожалению, туда же (сиречь на свалку) полетели и драйв вместе с безбашенным хулиганством, которые в «СуперБобровых» как раз и привлекали. Поэтому из довольно рискованного и смелого проекта, полного хохм и стеба, фильм превратился в аккуратно причесанный середнячок, вполне смотрибельный, но не такой яркий, как раньше. При этом «Бобровы» явно пытаются усидеть на двух стульях. С одной стороны, продюсеры понимают, что от них ждут народную комедию – а обманывать ожидания нехорошо. С другой, им хотелось бы снять супергеройский комикс, пусть и с элементами комедии, однако сделать это не позволяет бюджет. Поэтому и коня, и трепетную лань приходится впрягать в одну телегу. При этом с народной комедией дела у фильма обстоят, в общем, вполне терпимо: например, в «СуперБобровых-2» есть сцена, когда герои тиранят проворовавшегося народного избранника, дабы заставить того покаяться. И этот эпизод отлично работает, выстреливают и шутки вроде реплики «умирающего» деда: «Пенсионера так просто не убить, он на семь тыщ выживает». К сожалению, эта сцена, по сути, всего лишь вставной номер, и на развитие действия она никак не влияет. А вот когда дело доходит до комикса, становится грустно. Злодей в «СуперБобровых» совершенно опереточный (и по форме, и по содержанию), мотивации у него спутаны и не идут дальше «вселенского господства во славу всеобщего блага». Он ненавидит гаджеты и приборы (вплоть до пылесоса и вентилятора), он объявил мораторий на электричество, но ездить на машине ему это никак не мешает (вопрос «а как же он заряжает аккумулятор автомобиля» я, с вашего разрешения, задавать не буду). В итоге славный подвиг «Народных мстителей» сводится к противостоянию с каким-то суперзлодейским придурком, жаждущим спалить все электростанции, дабы избавить человечество от компьютеров. В общем, очередной детский утренник на огромном экране. И, кстати, будь «СуперБобровы» пародией на комиксы Marvel или DC – претензий бы не было. Но всё всерьез, господа. Всё всерьез. P.S. Нельзя не сказать об актерах. «СуперБобровы» снимались кинокомпанией «Yellow, black and white» – это один из самых успешных наших продакшнов, за плечами которого «Кухня», «Последний богатырь», «Гуляй, Вася», «Папины дочки» и так далее. Для них всегда был важен не просто кастинг, а актерский ансамбль, и «Бобровы», как несложно догадаться, не исключение. Павел Деревянко, Оксана Акиньшина, Роман Мадянов, Ирина Пегова, Елена Валюшкина – каждый из актеров на своем месте, каждый обаятелен и ради любого из них можно идти в кино, даже если это не самый удачный гибрид из народной комедии и комикса для первоклашек. Отдельный поклон Владимиру Толоконникову, для которого роль «деда» стала последней: актеру стало плохо после тяжелой ночной смены, а помочь врачи не смогли. Съемки хотели заморозить, но потом продюсеры решили пригласить дублеров, а на крупных и средних планах лицо актера дорисовать. Так что история с «бесконечным воскрешением» волей неволей превратилась в реальность. Вечная память. Источник: kinoafisha.info
|
26 Октября 2018 0
Рецензия на фильм «Несокрушимый» |
1942 год. Немецкая армия отброшена далеко от Москвы, но до окончания войны еще очень далеко. Советским солдатам постоянно приходится быть начеку. Поэтому командир танка КВ-1 Семен Коновалов денно и нощно муштрует своих подопечных даже в периоды затишья, рискуя заполучить среди них репутацию непопулярного и вечно недовольного командира. Ситуация усугубляется тем, что танки остро нуждаются в починке, а специалисты – на вес золота.
Прибытие на передовую танковых дел мастера Павлы (Ольга Погодина) вызывает небывалое оживление среди солдат. Девушка виртуозно разбирается во всевозможных механизмах и сразу же очаровывает политрука Кротова (Сергей Горобченко), который принимается ее бешено ревновать к Коновалову. Их соперничество не только вызывает смуту в командном составе, но и грозит обернуться непродуманными военными операциями, которые могут повлиять на исход будущего сражения роковым образом. «Несокрушимый» основан на реальных событиях: в 1942-м экипаж Семена Коновалова уничтожил в неравном бою 16 танков, 2 бронемашины и 8 автомашин. Командиру экипажа присвоили звание Героя Советского Союза посмертно, но чуть позже выяснилось, что он остался жив. До наших дней дошли соответствующие постановления о награждении, которые и были использованы в этом фильме. В «Несокрушимом» нет ничего лишнего. Лента состоит из обстоятельной экспозиции, помогающей зрителям проникнуться симпатией даже к не очень дружелюбным героям, стремительной подготовки к решающему броску и энергично снятой сцены боя. Принципиально важно то, что взрывы и танковые сражения снимались без злоупотребления компьютерной графикой, благодаря чему в фильме возникает эффект присутствия и четкое понимание, где свои и чужие. В отличие от многих других современных военных драм, фашисты показаны не безликой «силой темною», а вполне осязаемыми людьми из плоти и крови, которые волей-неволей отдают должное героизму наших солдат. Удалось избежать создателям фильма пафоса, надрыва и набившей оскомину лозунговости. Достигнуто это благодаря тому, что события фильма показаны сквозь призму восприятия Павлы. Ольга Погодина по праву может гордиться этой ролью, потому что ее героиня получилось очень любящей, сильной и естественной. Впрочем, наличие женского взгляда не приводит к лакировке действительности. В «Несокрушимом» есть много по-настоящему жестких, ярких сцен. Источник: intermedia.ru
|
26 Октября 2018 0
Рецензия на фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова» |
Как же весело и амбициозно авторы трубят о своем фильме: продюсер, сценарист и актер Алексей Гуськов уже появился в ряде телеэфиров, в которых объявил картину «лучшей в этом году», «таблеткой от хандры» и фильмом, продлевающим лето. К пиару подключилась даже тяжелая артиллерия – Сергей Шнуров и Леонид Агутин, которые записали дуэт «Какая-то фигня» и снялись вместе с Гуськовым в симпатичном клипе. Правда, песня Агутиным была создана совсем не для этого кино, но какая разница — все совпало. Итак, мощный актерский состав, привязчивый мотивчик, анимированная афиша, на которой Гуськов на мотоцикле спешит за решительно шагающей Оксаной Фандерой, все это настраивает зрителей на то, чтобы пожертвовать последними теплыми октябрьскими вечерами и бежать на премьеру. Стоит ли?
Сюжет комедии режиссера Евгения Шелякина довольно оригинален. Курортный город (угадываются Судак и Ялта) превращен в одну сплошную площадку для туристов и аниматоров. Красота природных пейзажей, старинные крепости, соседствующие с картонными декорациями, среди которых снуют ряженые. К услугам отдыхающих – гладиаторские бои, сеанс исцеления, проводимый седовласым старцем (Станислав Любшин) и даже общение с самим Иисусом. Человек, когда-то придумавший этот исторический аттракцион, известный в прошлом актер Александр Христофоров (Алексей Гуськов) — обладатель неуживчивого характера: он никого не любит, им никто не дорожит. Как следствие — несостоявшеся карьера и личная жизнь: герой разведен с женой (Лидия Вележева), редко видит сына и даже забывает о его дне рождения. Свой аттракционный бизнес он давно продал и теперь подвизается тут, играя «Агриппу, на смерть идущего», который сражается с наглым гладиатором (Роман Курцын). В один непрекрасный день из-за учиненной драки Христофорова «понижают» до статуса Христа. Тут попутно выясняется, что жить ему осталось немного. Александр вдруг задумывается: а кто придет на его похороны, что вспомнит, что скажет… Перед глазами проносятся неутешительные картины, и герой, как это водится (прям поветрие какое-то, сейчас в прокате сразу несколько фильмов на эту тему), решает измениться и обмануть судьбу. Конечно, он спасет жизнь человеку, которому еще хуже, чем самому Христофорову. Конечно, он встретит женщину, которую полюбит. Конечно, попытается найти общий язык с сыном, да и вообще с окружающим его миром. И судьба ответит ему письмецом в конверте с подписью «ГСП» (в смысле Господь)… Ах, какая могла бы получится картина, если бы «разжалованный в Иисусы» Христофоров решил бы повторить путь Христа, меняясь с каждым поступком, встречей, чудом. Какой был простор у сценаристов – сделать философскую комедию по типу «Дон Кихота». Или на худой конец пародию на рок-оперу «Иисус Христос–суперзвезда». Но создатели фильма решили пойти легким путем. Несущий свой крест Ииусус мелькает в кабинке фуникулера, пугая группку хасидов; встречается с аниматором Люцифером; предлагает отдыхающим девушкам отпустить грехи на неделю вперед; ходит на сеансы психотерапии, которые ведет женщина-психолог, еле подавляющая приступы агрессии (Оксана Фандера); попадает в полицейский участок, где добрый начальник, борющийся с профдеформацией при помощи игры на аккордеоне (всегда смешной Сергей Бурунов), заводит с ним душеспасительные беседы… То есть фильм являет собой набор скетчей, порой даже смешных, но, к сожалению, разрозненных, не вырастающих в полноценное высказывание. Такое обычно бывает, когда в фильме не один сценарист. Тут их целых пятеро — Евгений Шелякин (в течение почти 10 лет снимал «Прожекторперисхилтон»), Павел Усачев, Павел Виноградов, Вячеслав Омутов при участии Алексея Гуськова. В фильме рваный монтаж – ощущение, что замысливалось сначала одно кино, а на середине решили свернуть в другое. Все это напоминает «письмо дяди Федора», которое дописывали кот Матроскин, а потом и Шарик — поэтому у персонажей периодически «и лапы ломят, и хвост отваливается». Герой Алексея Гуськова вопреки логике практически не меняется – ну разве чуть более внимательнее начинает относиться к сыну. При этом он пафосно изрекает в экран: «Человек должен отдавать себя, даже если его брать особенно не хотят». Попутно Христофоров почему-то вдруг принимается читать стихи Давида Самойлова, Пушкина. Впечатление, что сценарист Гуськов просто вписывал эпизоды, которые актер Гуськов давно мечтал воплотить. 60-летний Алексей в этом фильме даже совершает массу трюков – им актера обучил Роман Курцын, играющий роль коварного гладиатора. Как уже говорилось, в фильме звездный состав. Курцын, который сейчас весьма востребован, как обычно ходит полуголый, демонстрируя пресс не хуже, чем у Криса Хемсворта. Лидия Вележева традиционно играет стерву. Игорь Угольников – облаченного в одежды римского патриция бизнесмена. Великолепен Тимофей Трибунцев в роли врача Соломона, его реплика «Это не ты не веришь в Бога, а он в тебя не верит» пронзает самое сердце – удивительная харизма у актера, может в кадре зачитывать пресловутую телефонную книгу – и зритель глаз не оторвет. За экзистенциализм в картине отвечают Сергей Вертков, сыгравший посланца Бога, и Сергей Епишев, изображающий в аттракционе Смерть, естественно, нелепую. Нельзя не отметить поразительной красоты кадр, который несколько раз мелькнет в этом кино: море, одетые в венецианские карнавальные костюмы персонажи на ходулях — и хрупкая Оксана Фандера в платье а-ля Одри Хепберн – есть во всем этом какая-то сумасшедшинка. Все это, увы, отдельные жемчужины, которые так и не складываются в ожерелье. Хотя замах был масштабный — поговорить о жизни вечной и помянуть недавно ушедшего режиссера Бахтияра Худойназарова (ему посвящен соответствующий титр). Ближе к финалу вообще начинает казаться, что фильм сделан по заказу лоббистов… пенсионной реформы. Ведь, история с Иисусом отбрасывается авторами на второй план, а на первый вылезает мысль о том, что люди, которым далеко за… — седые мужчины и женщины с морщинками в уголках глаз — тоже могут влюбляться и писать жизнь с чистого листа. Могут, наверное. Не хватает самой малости – мотоцикла, моря и платьев а-ля Одри Хепберн. Источник: vokrug.tv
|
19 Октября 2018 0
Рецензия на фильм «Без меня» |
Перефразируя одну пословицу: не так страшен фильм, как его трейлер. После смехотворно пафосного ролика с заунывным пианино, душевными стихами Риналя Мухаметова и гениальной в своей меметичности фразой «Димон умер» сложно поверить, что «Без меня» могло оказаться не катастрофой. Вероятно, это какой-то новый и, несомненно, гениальный маркетинговый ход — делать трейлер настолько отвратительным, что любые проблески сознания в фильме будут ощущаться гораздо ярче. А в «Без меня» этих проблесков куда больше, чем ожидаешь, и никакой катастрофы даже рядом нет. Хотя и хорошего мало.
Режиссёр Кирилл Плетнёв, до этого снявший крепкую драму «Жги!», очень старался сделать достойное жанровое кино. Прямолинейную, но чувственную мелодраму, задевающую зрителя где-то внутри, минуя скепсис разума и скучный здравый смысл. Конечно, понятие «старание» слишком эфемерно, чтобы утверждать такое точно, но в его картине ощущается некий запал, желание автора любой ценой угодить смотрящему. Иногда даже получается: есть здесь и забавные сцены, есть и те, которые трогают, пускай и очень по касательной. Но, весьма иронично, всё тот же неугасающий запал фильм в итоге и губит. Плетнёв банально перестарался: в погоне за дешёвой эмоциональностью ему напрочь отбило чувство меры и вкуса. Если можно применить актёрские характеристики к фильмам в целом, то «Без меня» — кино, которое «переигрывает». Драма здесь не существует без повторяющихся нот на грустной мандолине. Истерика — без выпученных глаз и чуть ли не слюны у рта. Эмоции — без летающей вокруг героев камеры, будто бы кричащей «Ну почувствуй ты хоть что-то!». Если кино — диалог, то «Без меня» — случайный разговор с давно забытым приятелем, который по одной ему понятной причине вас до сих пор не забыл и теперь откровенно навязывается на общение. Вроде ситуация и раздражает, но в открытую агрессию никак не пустишься: побуждения-то у него искренние. Приходится старательно делать вид, что все эти старые как мир приёмы до сих пор работают, а затёртые истории и очевидные плот-твисты способны удивить. Столь откровенный emotional porn можно простить какому-нибудь Куарону или Земекису, но у них любая сценарная грубость прикрыта тонкой работой с характерами, нивелирующей все возможные претензии. У Плетнёва, к сожалению, и тут мимо: насколько удачным был образ Инги Оболдиной в «Жги!», настолько же неудачно подобраны исполнители в «Без меня». Полина Максимова хороша в спокойных сценах, но когда её героиня начинает истерить и всячески бесноваться (а таких сцен здесь много), уходит куда-то на уровень телесериалов с «России 1». Любовь Аксёнова — тихий ужас: местами она, кажется, вообще не попадает ни в одну интонацию. А могла бы подсмотреть у своего коллеги Мухаметова, который проблему решил очень изящно: он просто не стал менять интонацию весь фильм. У него что признание в любви, что просьба слезть с мотоцикла звучат как пафосная декламация, которую хоть прям сейчас вырезай и пускай по социальным роликам и рекламам туалетной воды. Даже сам Кирилл Плетнёв, играющий друга покойного Димона, временами даёт слабину, хотя, казалось бы, приличный артист. Кажется, что «Без меня» вообще существует в каком-то параллельном мире, где что ни эмоция, то на разрыв аорты, что ни диалог, то конфуцианские откровения. В жертву чувствам принесена и какая-никакая ирония, присутствовавшая в начале фильма, и даже сама история — в фильме есть сразу несколько моментов, когда мотивировка героев объясняется постфактум, будто её и придумали уже под конец, лишь бы закрыть самые очевидные логические промахи. Но лишённая прочной сценарной опоры эксплуатация замыкается в себе, остаётся криками в пустоту под заунывное пианино и монотонный речитатив мёртвого героя. Источник: film.ru
|
12 Октября 2018 0