Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Обзоры фильмов


Рецензия на фильм «Трудно быть богом»

Трудно быть богом Странствуя по Галактике, земляне обнаруживают мир, гуманоидные обитатели которого живут при феодализме. Предположив, что на планете вскоре начнется Возрождение, земляне забрасывают на нее отряд ученых-исследователей, однако вместо Ренессанса разгорается жестокая реакция, и местные жители уничтожают всех книгочеев, художников и даже талантливых ремесленников. Центром наступления на знание и творчество становится город Арканар, где живет земной историк Антон (Леонид Ярмольник), выдающий себя за высокопоставленного аристократа Румату Эсторского.

Блистательный фантастический роман братьев Стругацких «Трудно быть богом» – одна из тех редких советских книг, которую бы нам хотелось увидеть в голливудской экранизации. Конечно, не в версии Майкла Бэя, но кто-то более тонкий, чуткий и вдумчивый мог бы справиться с произведением, которое ставит мучающую многих американцев дилемму: «Нести ли примитивным нациям наши превосходные ценности, порой сбрасывая их из бомболюков, или же потерпеть и позволить им самостоятельно прийти к тому, что мы сами не так уж давно осознали?»

Россия, однако, не США и даже не СССР. Мы свои ценности никому не навязываем, потому что еще толком не решили, в чем они заключаются. Поэтому нам не свойственно гуманистическое высокомерие, которое служит отправной точкой для идейных выкладок «Трудно…». А раз так, то в честной, искренней российской экранизации книги мы не можем возвести Антона-Румату на пьедестал и не можем выстроить прочих героев романа в моральную иерархию в зависимости от их духовной близости к смертному богу. Но как снять фильм о прыжках с трамплина, если нельзя соорудить ни трамплин, ни даже бортики бассейна? Вместо изящного спорта у вас получится лишь бессмысленное барахтанье в воде. И именно такое кино снял не доживший до премьеры Алексей Герман. Только вместо воды у него – непролазная грязь, в которой копошатся оскотинившиеся арканарцы и неотличимые от них люди.

Безотносительно к тому, какие глубокие и сложные мысли пытался вложить режиссер в свое размашистое трехчасовое полотно, основная идея картины проста как валенок: «Добро пожаловать в мир, из которого исчезли наука, добросердечие и красота». Как выглядит такой мир? Как бесцветный кошмар, как замедленный конец света, как утопление в нужнике (с которого, кстати, картина начинается). В Арканаре, кажется, ничего не растет и не цветет, и во всем городе нет ни одного привлекательного лица или сексапильной фигуры. Вместо этого – сплошные уродливые хари и пуза (или, наоборот, дистрофия). Разъедающая город болезнь зашла так далеко, что большинство жителей не могут даже членораздельно говорить. А те, кто еще способен произнести несколько внятных предложений, порой делают это невпопад, как будто у них в голове заедающая пластинка. Когда ближе к концу фильма один из персонажей просит Бога стереть Арканар с лица земли, так и хочется подать Румате пульт от дрона с термоядерными боеголовками на борту, чтобы избавить арканарцев от бремени жизни в мире, где все только и делают, что жрут, плюют, испражняются и вспарывают друг другу животы.
 
Источник: film.ru

20 Сентября 2018
0


Рецензия на фильм «Счастья! Здоровья!»

Счастья! Здоровья! «Счастья! Здоровья!» - альманах, состоящий из трех историй, не связанных друг с другом. Три влюбленные пары – татарская, армянская и русская – готовятся сыграть свадьбы. Но выясняется, что для Рината и Гузельки торжество – это способ добыть деньги, чтобы купить замену украденной дорогой скрипке, для Артура важнее всего, чтобы свадьба его сына и москвички-Юли прошла в Армении, а у Светы есть «скелет в шкафу» – бывший парень Андрей в день ее свадьбы с женихом Олегом как раз выходит из тюрьмы.

Несколько лет назад в интернете появилось забавное видео – свадебный оператор смонтировал вместе поздравления с совершенно разных церемоний, на которых все гости по очереди желали молодым исключительно счастья и здоровья, причем каждый пытался придать словам какую-то особенную интонацию, чтобы добавить оригинальности. После этого, конечно, относиться к фильму с таким названием без иронии невозможно – впрочем, создатели «Счастья! Здоровья!», по всей видимости, прекрасно это понимали, поскольку и сами сопроводили фильм изрядной долей иронии.

Если коротко, то «Счастья! Здоровья!» - отличная романтическая комедия. До эталонных умных ромкомов вроде «Реальной любви», «Четырех свадеб и одних похорон» или, прости господи, «Девушки без комплексов» она, конечно, пока не дотягивает. Зато это уже не «Горько!» с его почти что документальной зарисовкой всякой пошлости отечественных свадеб, поданной в комедийном ключе. Смотрится «Счастья! Здоровья!» легко, почти без чувства дискомфорта и смущения. Здесь есть, над чем посмеяться, чему умилиться и даже чему поаплодировать в радостном запале.

Между историями равномерно размазаны такие ужасы, как нелюбовь родителей невесты к жениху или его родителям, пьяные в доску гости, драки и ссоры между возлюбленными. Понятно, что, описывая всю разницу между русскими, армянскими и татарскими традициями, совсем без клише было не обойтись, но и остальных свадебных штампов тоже оказалось много. Настолько, что образы главных героев зачастую выглядят отталкивающе. Все три невесты либо стервы, либо сами виноваты в возникновении конфликта, все три жениха отвратительно безвольны и бесхарактерны, они не демонстрируют на протяжении фильма практически никаких качеств. В результате радуешься во время просмотра скорее ситуации и массе отличных второстепенных персонажей, чем главным героям.

Несмотря на некоторые огрехи, позитивом «Счастья! Здоровья!» заряжает. Настроение после просмотра неминуемо будет хорошим - либо из-за самой свадебной атмосферы, либо из-за осознания всей радости того, что такого, как на экране, с вами не случалось.

 
 
Источник: intermedia.ru

13 Сентября 2018
0


Рецензия на фильм «Временные трудности»

Временные трудности Мальчик Саша Ковалев родился с ДЦП – детским церебральным параличом. Его отец выбрал, как ему казалось, единственно правильный способ поставить сына на ноги – относиться к нему, как к здоровому человеку. Регулярно он говорит сыну: «Ты не больной, у тебя временные трудности». Поесть, одеться, спуститься и подняться по лестнице – у Саши каждый день уходят часы на то, чтобы справиться с бытовыми задачами. В школе его ждут издевательства от сверстников.

Сама по себе драма о ребенке-инвалиде – несомненно, важная тема. Говорить о людях (пусть даже вымышленных), которые с ней столкнулись – надо. И о родителях, которые должны находить в себе силы любить и воспитывать не совсем обычных детей, и о самих детях, которым надо превозмогать куда больше, чтобы быть полноценными членами общества.

Однако «Временные трудности» – картина не только об этом. Иван Охлобыстин – несомненно, талантливый и харизматичный актер, перетягивающий внимание на себя. И позиция его персонажа – убеждение ребенка в том, что он вовсе не болен и ничем не отличается от здоровых людей – в целом, конечно, правильная. Но при этом играет Охлобыстин такого морального урода, что смотреть без ужаса на него невозможно. Проявить каплю сочувствия к ребенку, немного эмпатии? Показать, что сына ты все-таки любишь? Охлобыстин как актер, видимо, понимает, что безусловная любовь к ребенку должна быть свойственна нормальному родителю – поэтому порой в его взглядах эта любовь проявляется. Но взгляды эти он бросает лишь украдкой, исподлобья, когда никто не видит, и ни делом, ни словом этих чувств не проявляет. В результате персонаж кажется не заботливым родителем, а монстром-тираном.

А мальчик тем временем справляется с болезнью. Окончив школу, он уезжает из дома и прекращает всякое общение с ненавистным отцом. Он становится лучшим в стране бизнес-консультантом, выводит из кризиса сотни компаний. Но однажды новый заказ дает ему возможность поквитаться с отцом.

Риналь Мухаметов - актер хоть и не столь опытный, как Охлобыстин, но тоже весьма харизматичный. В их совместных сценах чрезвычайно много химии – за такой отличный актерский дуэт фильму можно было бы простить многое, но не все. Развязка картины удручает любого зрителя, живущего в современном мире. Кино можно было закончить как угодно – извинениями, примирениями, выражением каких-то чувств. Но вместо этого в какой-то момент сын просто осознает, что все откровенно садистское поведение его отца, показанное в первой половине фильма – это проявления любви. На выходе мы получаем отвратительную мораль «бьет – значит, любит», которой не место в цивилизованном обществе.

«Временные трудности» в том числе показали, что, к сожалению, суровые мужчины в российском кино все еще не умеют говорить о любви человеческим языком.

 
 
Источник: intermedia.ru

13 Сентября 2018
0


Рецензия на фильм «История одного назначения»

История одного назначения Молодым офицерам ссориться с папеньками ой как не хорошо! Особенно, если папенька генерал. Но поручик Колокольцев Григорий этого не учел – и из столичной гвардии вылетел. Пришлось назло старикану переводиться в провинцию, в настоящую армейскую глушь. А в дальних гарнизонах свои законы. И кудрявого Гришу с мечтаньями о правах человека там почему-то не ждали. Зато Гришу ждала палочная система и закон, по которому солдата расстреливают, если тот офицера ударит. В общем, с либеральными идеями Колокольцеву пришлось завязать: болото-с. Правда, жил неподалеку от части один граф с окладистой бородой: вот с ним поручик мог говорить часами. Граф, кстати, тоже был немного мечтателем, прогрессивные идеи у себя в именье распространял: гуано из-за границы выписывал, черных свиней растил. Лев Николаевич Толстой того графа звали…

«История одного назначения» Авдотьи Смирновой – двукратный призер «Кинотавра»-2018 (у него приз зрительских симпатий и награда за лучший сценарий). К тому же его приняли «на ура» почти все журналисты, пишущие о кино. А вот признают ли все остальные – большой вопрос. И дело не в том, что «фестивальное кино – удел единиц» («История одного назначения» по подаче материала как раз фильм зрительский). Но, на мой взгляд, повод для «нелюбви» он дает. Как и для любви, впрочем, тоже. В него вообще заложено очень много: тут и желание смахнуть пыль с классика, и недвусмысленные намеки на злободневность, откровенная публицистичность и нарочито выпуклые метафоры, театральность и попытка осовременить век девятнадцатый…

И, конечно, это ни в коем случае не байопик Льва Толстого. (Хотя все биографические формальности соблюдены: 1866-м году Лев Николаевич действительно защищал на суде писаря Шабунина, приговоренного к расстрелу). Но на первом плане в данном случае вовсе не он. «История одного назначения» вполне могла бы называться «Историей одного взросления»: в ее центре двадцатилетний поручик. Волею Авдотьи Смирновой Гриша Колокольцев проходит путь от юного идеалиста-мажора до равнодушного ко всему консерватора. Его подростковое прекраснодушие разбивается о быт, рассыпается в пыль при первой же попытке сказать «нет» государственной машине абсурда. Более того: перед нами рассказ о том, как вчерашний кучерявый либерал становится послушным винтиком той системы, с которой еще вчера планировал биться насмерть.

Оказывается беспомощен перед системой и Лев Николаевич: он не может спасти жизнь человека ни словом (произносит речь на суде), ни с помощью своих связей (Толстой пишет письмо императору с просьбой о помиловании). Выходит, что любая буква закона (даже самая идиотская) всегда сильнее и таланта, и молодого идеализма. Однако бессилие художника (артиста, писателя) перед властью – это только одна отсылка ко дню сегодняшнему. Есть здесь и солдаты, разгоняющие «несогласных» на несогласованной панихиде (крестьяне собрались на могиле расстрелянного солдата), есть и умные разговоры о судьбе России, «окруженной врагами»… Кстати, сама Авдотья Смирнова говорит, что публицистику в кино не очень-то любит. И что снимать фильм о «судах неправедных» у нее цели не было: проект задумывался три года назад, а Кирилл Серебрянников (например) тогда арестован не был. Тем не менее, марш роты солдат по свежевырытой могиле прочитывается во вполне определенном ключе.

Теперь что касается исторической стороны вопроса. Снимать девятнадцатый век сквозь паутинку романтических кружев режиссеру было не интересно: она хотела а) максимально приблизить то время к нашему, б) стащить Льва Николаевича с его мраморного постамента. Именно поэтому за кадром звучит саундтрэк, написанный Бастой (не рэп, не бойтесь), а Ирина Горбачева, играющая жену Льва Николаевича, не похожа на графиню ни в фас, ни в профиль (в том смысле, что по манере поведения это совершенно современная женщина). Сильнее других «досталось» автору «Войны и мира»: его раздели до пояса и повесили на турникет вниз головой.

Но вот что обидно: когда бабушки-крестьянки в платочках выстраиваются в рядок, начинает казаться, что смотришь телефильм. Именно «теле», а не «кино». И ладно, если бы это был единичный случай: как минимум треть эпизодов смотрятся или слишком театральными, или слишком «теле». Да и метафора с солдатскими сапогами, марширующими по могиле (визуализация образа военной государственной мощи) всё-таки уж слишком прямолинейна. Нет, конечно, что на фоне актуальности фильма такие претензии могут показаться просто придирками. Тем не менее «История одного назначения» производит впечатление картины, которую отчаянно хочется полюбить, но почему-то не получается. То есть разумом понимаешь, что перед тобой один из самых значимых проектов года, и что многое в нем хорошо, а другое и вовсе прекрасно. Но в единое целое эти интересные по отдельности элементы почему-то не складываются – и чуда не происходит.

 
 
Источник: kinoafisha.info

07 Сентября 2018
0


Рецензия на фильм «Днюха!»

Днюха! От неожиданных слияний жанров, стилей, авторских подходов мы привыкли ожидать чего-то невероятного. Всегда интересно посмотреть, во что выльется постановка кинокомикса режиссером независимого кино или главная роль в комедии для актера, которого зрители привыкли видеть в самых серьезных образах. Комедия «Днюха!» является тем самым интересным совместным проектом, который должен свести вместе две большие самостоятельные стихии и высечь искру. Однако результат получился несколько иным, чем представлялось изначально. Как ни грустно это признавать, но у жанра «скринлайф», придуманного Тимуром Бекмамбетовым, и уникального трагикомического дара Романа Каримова острых краев оказалось больше, чем плавных. Потому в единый фильм они сплелись не слишком удачно.

Скринлайф-ленты – это недавно образовавшийся жанр кино, в котором все события фильма проходят в режиме работы с экраном компьютера или смартфона. Зритель видит набор сообщений, сеансы видеосвязи, работу поисковых запросов, вместе с героями двигаясь к цели в реальном времени. Первым успешным проектом такого рода стал хоррор «Убрать из друзей» Лео Габриадзе. В скором времени нас ждет выход на экраны триллера «Поиск», выдержанного в том же формате, и драмы «Профайл», уже отмеченной критиками как новое слово в кинематографе. «Днюха!» – зрелище гораздо более легковесное и простое, но исполненное по тем же правилам. Здесь зритель видит только монитор ноутбука, где открываются окна знакомых всех программ, закладки известных интернет-страниц и популярные сервисы. Все как нельзя близко и понятно.

Другое важное слагаемое, которое должно было запустить фильм на высочайшую орбиту, – талант Романа Каримова придумывать не только актуальные, живые истории про обычных людей, но и придавать им дополнительное измерение. Вспомните: хоть «Неадекватные люди», хоть «Все и сразу», хоть «Гуляй, Вася» к финалу предстают совершенно в ином свете, чем выглядели вначале. Не всем это нравилось, не все такие метаморфозы принимали, но фишка эта имела место и делала любую ленту Каримова особенной, непредсказуемой и обязательно трогательной. За это его многие и полюбили.

К сожалению, в случае «Днюхи!» сочетание «плюсов» не удвоило качество и не возвело сумму в квадрат – скорее столкновение помешало «союзникам» и лишило обе стороны привлекательности. Да, «скринлайф» в картине выполнен очень здорово. Зритель действительно ощущает себя частью истории, он имеет возможность видеть то, что обычно остается за кадром, но раскрывает героев проще и эффективнее. Мы, например, видим, какие странички открыты в браузере Антона, что хранится в истории его YouTube-просмотров, его статусы и контакты, даже папки на рабочем столе. Вот только проблема заключается в том, что очень скоро это экранное мельтешение окон и вкладок превращается в самоцель проекта. Авторы начинают обыгрывать древние шутки про медленно набирающих сообщения родителей, про отправленные не тому контакту послания или женские обиды на тон в сообщениях – не хватало только бородатых боянистых мемов. Если «Днюха!» ориентирована на подростков и молодежь, то лента должна сама задавать тренды, а не отрабатывать то, что уже давно не смешно.

Каримов в фильме изменил себе и не стал углубляться в психологию и мотивацию своих героев, сделав большую часть из них поверхностными и одномерными. Особенно грустно за родителей Антона и Марины – им достались даже не картонные образы, а какие-то фигурки из тонкой бумаги, превращающиеся в кисель от одной капли. Тесть-солдафон, противящийся свадьбе, и пьющие деревенские свекры, зацикленные на беременности, – как-то совсем слабо, не надо так. Да и главных героев хотелось бы видеть чуть глубже, иначе получилась элементарная двухходовочка: накосячил – попросил прощения – все наладилось. Не удалось Роману в этот раз копнуть глубже ни в сторону «дружбы», которая явно переходит разумные границы, ни в сторону «любви», которая показана с такого ракурса, что за будущее Антона и Марины можно даже не беспокоиться – у них точно ничего не получится.

А вот что получилось совершенно точно, так это превращение «Днюхи!» в своеобразный срез не всем понятного и не всеми любимого современного молодежного тренда делиться с миром всем, что у них есть, даже если миру это не нужно. Картина приоткрывает крышку над жуткой бездной миллиардов видео, выкладываемых ежечасно всеми, у кого есть смартфон с камерой, миллионов строк переписки, столь же бессмысленной, сколь неграмотной, сотнями тысяч эмоджи и стикеров, которые заменили эмоции и интонации. Приоткрывает, но ужасается сама и снимает только самую незамысловатую верхнюю пенку, которую не страшно и не стыдно предложить зрителю. Однако в будущем стоит черпать глубже или не браться совсем, в конце концов посмотреть подборку шокирующих видео со вписок и тусовок можно и без специального похода в кинотеатр. Лайк поставил, видео закрыл и забыл навсегда. А от кино все-таки ждешь другого.

 
 
Источник: film.ru

24 Августа 2018
0


1-5 6-10 ... 106-110 111-115 116-120 121-125 126-130 ... 176-180 181-183