Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Обзоры фильмов


Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Гоголь. Страшная месть Хоронили Гоголя — переполошили всю Диканьку. Да, нечасто титульных героев закапывают (буквально) в самом начале очередной главы их приключений. А вот навесить на них гроздь-другую чит-кодов — дело привычное.

Впрочем, Гоголь не единственный ванька-встанька триквела. Устроив резню в предыдущей части, авторы будто спохватились и щедро разбавили смерти воскрешениями. Что это, неужели в воздухе запахло ванилью, а сюжет решил всегда идти дорогою добра? Чёрта с два. С воскрешениями соседствуют многочисленные путёвки в ад.

Любовь ведёт к адским мукам — циники могут сделать из гоголевской триады такой вывод. Более романтичные натуры возразят, что на вечные муки обрекает не любовь, а месть. Фильм вроде усиленно поддакивает вторым (пагубность мести проговаривается прямым текстом) — но как минимум две жертвы страдают здесь именно из-за любви, хоть и с щепоткой эгоизма. Причём не только из-за эроса, которому не привыкать к рифме «кровь-любовь», но и из-за сторге.

Аналогичная двойственность с паранормальщиной: не всякое колдовство тёмное, иногда магия выступает «за наших». Жаль, почти не раскрыта светлая сторона Силы: только боевой экзорцизм да чудесная реанимация зарезанной девушки в «Вие». А что ждёт доброго человека с колдовскими способностями — неужели опять-таки ад?

С сильными женскими персонажами тоже неоднозначность: по мнению некоторых зрителей, «Гоголь» феминистичен, а по мнению режиссёра, наоборот, имел все шансы огрести за женские образы. Ну, тут как с «Храброй сердцем», на которую «Гоголь» в паре сцен неуловимо похож: с одной стороны, боевитая и независимая героиня, а с другой — ой, что творит, что делает…

Сходство с «Ван Хельсингом» и упоминать-то бессмысленно: оно никуда не делось, даже усилилось. Да и «Властелин колец» с этаким оком Саурона тут как тут. Из новых ассоциаций — разве что «Убить Билла», а конкретно одно превозмогание Чёрной мамбы. И ещё одна ассоциация в эпилоге — но она уже спойлерная.

Что ж, авторы и актёры «Гоголя» давно говорили, что снимают не серьёзный байопик, а весёлое хулиганство по литературно-биографическим мотивам. Мол, территория проекта — шутка, комикс, триллер. Однако и кой-какое просветительство им удалось: продажи книг Гоголя после выхода фильмов выросли. Приманившиеся на фэнтези, юмор и обнажёнку школьники явно взглянули на программу по литературе новыми глазами. Увы, триквел грозит обернуться для них горьким разочарованием: количество шуток продолжило уменьшаться, а интим исчез вовсе. Осталась лишь целомудренная романтика. Пусть даже признание в любви несколько теряет в трогательности и прибавляет в возрастном рейтинге, когда сопровождается стонами боли одного из свидетелей.

«Гоголь. Страшная месть» получился похоронным, сентиментальным и не шибко-то страшным. Больше всего симпатий традиционно вызывают второстепенные персонажи: доктор Бомгарт, мавка Оксана, полицмейстер Бинх, дочка кузнеца Василина с её куклой (да, кукла заслуживает отдельной похвалы, особенно в моменте с бровями). Главный козырь триквела — долгожданное раскрытие тайны Всадника и загадок калибром поменьше. Также примечательны зрелищность и титровые песни: первую написал и исполнил Борис Гребенщиков, вторую — Сергей Шнуров. А вот душевных метаний и слёз слегка перебор. Или авторы решили провести ковровую бомбардировку зрителей — кого не зацепят мясокровища и литературные игрища, тех дожать драмой? Вообще, логично — ведь «Гоголь» не только трилогия фильмов, но и грядущий сериал, нужно использовать максимум средств привлечения аудитории. Ещё одно такое средство — эксклюзивы телеверсии: в неё войдут две не показанные в кино главы, а показанные обогатятся дополнительными сценами.

И наконец, важный плюс «Гоголя» — открытые им новые просторы, пусть даже кто-то назовёт их безднами. «Самой читающей стране» — соответствующих супергероев. После такого масштабного хулиганства хошь комикс про того же Гоголя рисуй, хошь историю про афророссиянина (следовать западным трендам, так уж по полной!), обладающего суперспособностью освещать всю русскую поэзию, снимай — аудитория уже морально готова. «Гоголь» даже фандомообразующ — с фандомными битвами (в хорошем смысле) и артами, которые доходят до съёмочной группы и вызывают у неё живой отклик. Оказывается, снять хороший российский кинокомикс реально — и для этого не нужно бездумно копипастить у Запада и нагнетать национальный колорит за счёт медведя с пулемётом. Эвона как.

 
 
Источник: kg-portal.ru

22 Августа 2018
0


Рецензия на фильм «Лето»

Лето «Не похож», — кто-то внезапно говорит с экрана, смотря в зал, когда Цой представляется в первый раз. Потом тот же персонаж будет не раз появляться с плакатом «Этого не было» поверх, например, газеты «Правда». Он продолжит ломать четвёртую стену и символизировать бунт, всё это время являясь человеком-ремаркой. Режиссёрским призраком, который одновременно издевается и оправдывается перед своей главной аудиторией — русским зрителем, привыкшим оценивать биографическое кино по соответствию реальным фактам. Серебренников на эти факты клал болт, но — как он сам заявляет через того же персонажа-ремарку, и как ты сам соглашаешься с ним в конце концов — «такого не было, а жаль».

Называть «Лето» ностальгическим фильмом не совсем правильно, потому несмотря на массу бытовых зарисовок советских 80-х, автор скучает, возможно, лишь по уютным квартирникам. А называть его сентиментальным и романтичным — это да. Ванильным, даже можно сказать. Серебренников ухватился за мутную историю любовного треугольника Цоя, Майка Науменко и его жены Натальи, и ради трогательной, лаконичной и в чём-то юношеской мелодрамы придумал своих Цоя, Майка и Наталью, заодно убрав из истории всё лишнее, включая «Аквариум».

Его Цой — это задумчивая чёрная фигура, стоящая вдали от всей компании. Да и Цоем его ни разу называют — только Виктором, Витей. Это талантливый и добродушный парень, не осознающий масштабы своего таланта и добродушия. Он появляется из ниоткуда, почти без предыстории. Наивный, милый, открытый, простой и неиспорченный, чтобы в итоге принести жизнь и уникальный голос в безжизненный и неуникальный советский мир. Для автора он странник и ангел, которого мы не заслужили, но которого вовремя рассмотрел Майк и тайком, как серый кардинал, открыл и подтолкнул ради высшей цели, несмотря на вероятность потерять любимую жену. Всё ради того, чтобы у нас появилось что предложить миру. Чтобы у нас было своё, а не очередное подражание Битлам, Дилану, Лу Риду и всем остальным, которых было завались и среди которых был Майк (и он киношный это сам понимает, в чём один из конфликтов).

«Лето» — это в первую очередь рефлексия творческой интеллигенции, ярким представителем которой Серебренников и является. Терапевтические размышления о предназначении и своём месте в культуре и времени — и принятии несправедливых вещей. О драматичной иронии, сопровождающей любой творческий путь.

Но рассмотреть это может быть нелегко, потому что кино очень жирное. Эмоционально, сценарно, структурно — это «Ла-ла-ленд», подачей — «Бёрдмэн» и французская новая волна, а как биографическое кино оно стоит рядом с «Меня там нет», то есть осознанно идёт на вольный портрет и ложные воспоминания, мечтая и тоскуя о событиях из параллельной вселенной, чтобы под новым углом показать потрёпанные исторические факты и личности. В итоге при помощи Опельянца Серебренников создал самую кинематографическую работу в своей карьере, где от театральщины почти ничего не осталось — только эфемерный скептик, некоторые диалоги и затянутость финальной коды, и напротив, многие детали проговариваются молчаливым, но изящным, изобретательным, красноречивым киноязыком.

Серебренников в духе дорвавшегося студента уходит с головой исследовать условности киношной реальности, позволяя себе все классические приколы типа матрёшки из фильма в фильме, ручной покадровой анимации поверх кадра и шуток про цвет платья. «Лето» любит без повода отвлекаться на небанальные музыкальные номера вроде кавера Игги Попа от лица бабок в автобусе или на хронику с текстами песен по краю кадра (не спрашивайте). Сюжету такие фокусы никак не нужны, и кино может показаться избыточным, но когда трёхстрочный любовный треугольник наконец разрешается, ключевые люди меняются, а Витя становится Цоем, выясняется, что всё было не зря, и Серебренникову удалось оправдать название. Словно было лето — и лето прошло.

 
 
Источник: kinokadr.ru

07 Июня 2018
0


Рецензия на фильм «Первые»

Первые Где находится северная граница государства? В маленькой стране, которую проезжаешь за пару дней, ответить на этот вопрос проще простого. А вот если вы живете в необъятной империи, значительная часть которой необитаема и малопригодна для человека, то определение точных очертаний Родины может стать для вас делом всей жизни и прославить вас в веках.

Исследователи северных краев Семен Челюскин и Василий Прончищев давно увековечены на географических картах и в названиях кораблей, но кинематограф обходил их стороной. Теперь эта оплошность исправлена в новом российском фильме, который стал историческим дебютом режиссера Дмитрия Суворова, прежде известного по комедиям «Одноклассницы» и «Суперплохие».

Правда, «исторической» картиной «Первых» назвать трудно, поскольку лента далеко отходит от реальных событий. Достаточно сказать, например, что мыс Челюскина, об открытии которого рассказывается в фильме, не был обнаружен во время совместного плавания Прончищева и Челюскина. Челюскин открыл самую северную точку Евразии шесть лет спустя. Также Прончищев отправился в экспедицию не с чужой невестой, а с законной женой. Любовного треугольника на борту «Якутска» не было, и госпожа Прончищева не имела отношения к Витусу Берингу.

Отступления «Первых» от исторических фактов могут стать поводом для очередного раунда гневных публикаций и видеороликов. Но искусство требует жертв – сценарные новации «Первых» сделали картину увлекательнее, драматичнее и пафоснее, чем она была бы, если бы следовала подлинным событиям. Нудноватый военно-географический отчет превратился в приключенческое полотно, где нашлось место вышеупомянутому любовному треугольнику, сражениям с северной стихией, якутской мистике и даже стычке с пиратами (речными разбойниками) в духе «Острова сокровищ».

Книга Стивенсона в фильме цитируется так явно, что кажется, будто она полностью подомнет под себя экспедиционный сюжет и превратит фильм в криминальное повествование с постоянными перестрелками и поиском клада. Но «островная» история оказывается лишь дивертисментом. Она быстро завершается, и герои, повоевав со злодеями, вновь устремляются к океану.

«Первые» – картина амбициозная, не раз меняющая жанр и стиль. Она начинается как легковесная приключенческая комедия наподобие сериала «Гардемарины, вперед!» и завершается как патетическое героическое кино, предлагающее задуматься о цене, которую моряки заплатили за свои открытия. В целом Суворов справился со своей задачей, но в фильме достаточно шероховатостей и топорностей, чтобы желающим было за что зацепиться и распатронить картину.

В частности, Евгений Ткачук не до конца убеждает как героический персонаж. У героя сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» неоднозначное, бандитское обаяние, и когда смотришь на него в «Первых», постоянно ждешь от персонажа какой-то пакости. Однако картина ничего плохого о Челюскине не говорит, и внешность и гримасы Ткачука воспринимаются как не выстрелившее «чеховское ружье». Наиль Абдрахманов тоже не самый «гардемаринистый гардемарин», но он больше подходит для роли Прончищева, чем Ткачук для роли Челюскина.

Стоит ли смотреть «Первых»? С одной стороны, это неблестящее полотно, с привкусом вторичности, со спорными режиссерскими решениями и с радикальными отступлениями от фактов. С другой стороны, это увлекательное повествование о людях, которые заслуживают того, чтобы о них помнили. В фильме есть очень красивые съемки северной природы, а его персонажи – настоящие российские герои. Пожалуй, даже более героические, чем подлинные Прончищев и Челюскин. Да, это не шедевр, но это очередной шаг нашего кинематографа в верном направлении.

 
 
Источник: film.ru

07 Июня 2018
0


Рецензия на фильм «Моя жизнь»

Моя жизнь С самого детства Серёжа мечтает о карьере футболиста. Любящие родители всеми силами помогают единственному сыну достигнуть заветной цели. Судьбу восходящей звезды сборной меняют непредвиденные трагические обстоятельства и давняя влюблённость в одноклассницу.

На сегодняшний день в современном российском кинематографе практически полностью отсутствует детский и юношеский художественный киноконтент. В 2016 году на «Кинотавре» победила подростковая трагикомедия взросления «Хороший мальчик» Оксаны Карас. Могло показаться, что отечественная индустрия взяла курс на возрождение традиций и стилистик кинематографа для детей, существовавших в СССР. Однако о фильме, который является (пусть и отдалённо) приближённым к «Приключениям Электроника», «Курьеру» или «Наследнице по прямой», быстро забыли. Продолжения данная социально и культурно значимая инициатива так и не получила. Два года спустя на экраны выходит спортивно-мотивационная детская драма «Моя жизнь» Алексея Луканёва. Создатели не просто решили максимально вовлечь зрительскую аудиторию. Они хотели создать универсальный в своей полемике и визуализации продукт. Однако на выходе получилась полуторачасовая клишированная кинопошлость, плохо упакованная в неосоветскую обёртку.

С первых кадров «Моей жизни» фильм старается воспроизвести советскую эпоху всеми доступными художественными средствами. Однако каждый новый кадр приносит лишь скучающее разочарование, спровоцированное неправдоподобным искрящим пафосом и патетикой каждого образа или реплики, а также всецело надуманным конфликтом. В то время как нарративу Луканёва не хватает динамики, лента также вызывает и морально-этическое недоумение. Помимо динамики, повествованию и мотивации «Моей жизни» не хватает гармонии. Все высокодуховные месседжи, заложенные в центральном конфликте, не звучат актуально. Это убивает саму идеологию первостепенной задачи фильма.

Возникает риторический вопрос, как же вышло, что советским кинематографистам удавалось ненавязчиво, естественно и убедительно доносить до зрителей любого возраста «разумное, доброе, вечное»? Как так вышло, что был утрачен рецепт идеального детского и юношеского кинопроизводства? У Луканёва, как и у большинства современных российских режиссёров, получился ещё более нереальный мир, чем в позитивистском советском кино 1930-х, где господствовал конфликт хорошего и отличного. «Моя жизнь» выявляет целый комплекс насущных проблем российского кинопроизводства. Помимо очевидных лакун в сценарии имеются и серьёзные пробелы, связанные с работой режиссёра. Маленькие актёры по большей части не способны решить поставленные перед ними драматические задачи. Невыразительность и затянутость нарратива, псевдосоветские однокадровые сцены в попытке соответствия национальным традициям подчёркивают недостатки актёрских работ. Пропасть между советским кинонаследием и современным кинопроизводством становится непреодолимой.

Стоит отметить, что недоработки с юными исполнителями ролей затмевают серьёзную актёрскую игру состоявшихся профессионалов. Вызывающая сильнейшую эмпатию зрителя Алёна Бабенко, имеющая большой опыт в работе с детьми на одной площадке, отходит на второй план. На остальные роли были выбраны сериальные актёры далеко не первого эшелона. «Моя жизнь» выглядит словно очередной телефильм, анонсированный на одном из федеральных каналов.

В итоге на экранах оказалась малодинамичная, наивная и искусственно морализаторская история-калька, являющаяся отголоском былого величия советского детского и подросткового кинематографа.

 
 
Источник: cinemaflood.com

01 Июня 2018
0


Рецензия на фильм «Два хвоста»

Два хвоста Когда главных героев мультфильма зовут Макс и Боб, резонно предположить, что это иностранная картина. Но нет, «Два хвоста» – сугубо российский компьютерный мультфильм, придуманный и спродюсированный Василием Ровенским, сценаристом «Одноклассниц». Это новый релиз недавно созданной студии «Лицензионные бренды», которая всего несколько месяцев назад отметилась мультфильмом «Чудо-Юдо». Западные же имена у персонажей потому, что «Два хвоста» нарисованы для международного рынка, где они, по сообщениям дистрибьюторов, уже бодро продаются. Вероятно, единственный определенно русский герой мультфильма – мальчик Вася, который выступает в качестве рассказчика и второстепенного персонажа, – будет в иностранных переводах переименован. Благо что пилотки с красной звездой у него нет.

В своем вступлении Вася обещает интереснейшую историю, что сразу настораживает. Когда картина не предлагает зрителям составить свое мнение, а пытается ими манипулировать, это порой означает, что авторы ленты не уверены в своем произведении. И действительно, «Два хвоста» оказываются не чем-то выдающимся, а немудреной комедией для малышей, которая примечательна лишь тем, что смешивает мир лесных сказок и мир фантастических историй о пришельцах. Так, среди персонажей мультфильма есть вышеупомянутые говорящие звери, инопланетяне и два самозваных охотника на пришельцев, которые разъезжают по полям в фургоне и пытаются поймать сигналы из космоса. Нечто похожее можно увидеть в «Смешариках», где тоже постоянно смешивают жанры.

К сожалению, авторы «Двух хвостов» не так остроумны, как создатели питерского мультцикла, и их картина не так динамична, как, например, «Смешарики. Дежавю». В то время как в «Дежавю» повествование быстро разгоняется и ни разу не останавливается, в «Двух хвостах» содержания сравнительно немного, и мультфильм продолжается 75 минут лишь потому, что он разбавлен искусственно замедляющей события «водой». Например, в «Двух хвостах» есть две (!) краткие лекции об истории человечества, которые пришельцам читают Макс и Боб. Это не образовательное отступление, а просто способ потянуть время за разговором о том, кем быть лучше – строителем, как считает Боб, или первооткрывателем, как считает Макс. К сути мультфильма это не имеет почти никакого отношения, интересного диспута у героев не получается, а внимание зрителей рассеивается. Впрочем, ближе к концу мультфильма лента обретает-таки полноценный драйв и выдает довольно энергичную и не жестокую кульминацию.

Взрослым и подросткам «Два хвоста» наверняка покажутся примитивными и не захватывающими, но самых маленьких зрителей картина способна развлечь. Ее анимация и графика не восхищающие, однако не позорные, ее гэги порой забавны, а некоторые ее персонажи достаточно карикатурны, чтобы смешить самим своим видом и поведением.

 
 
Источник: film.ru

31 Мая 2018
0


1-5 6-10 ... 111-115 116-120 121-125 126-130 131-135 ... 176-180 181-183