Рецензия на фильм «Крым»

Крым Есть две точки зрения на каждый вопрос: моя и неправильная. Эту фразу приписывают Оскару Леванту. Думаю, многим доставит удовольствие взять ее в качестве жизненного девиза. Ведь чаще всего истина в спорах не рождается, особенно в эпоху интернета, где можно высказываться якобы анонимно и фактически без угрозы личной безопасности. Упертые спорщики гнут каждый свою линию, до личных оскорблений доходят, но подвести дискуссию к общему знаменателю у них никогда не получится – системы координат разные. Поэтому озвучивать свое мнение по поводу вышедшего на отечественные экраны фильма Алексея Пиманова с провокационным названием «Крым» – занятие неблагодарное. Хоть хвали его, хоть ругай, в любом случае найдется куча тех, кто начнет плеваться ядовитой слюной.

Уважаемые граждане любого государства! В начальных титрах этой картины четко обозначено: фильм снят по заказу Министерства обороны Российской Федерации. Надеюсь, сразу становится ясно, чья версия происходивших недавно событий на этом полуострове будет здесь изложена. Если вам она категорически не нравится, если вы принципиально против – просто не смотрите это кино! А я попытаюсь оценить не политический месседж, который в фильме, безусловно, имеется, а качество самого кинопродукта. С другой стороны, как отделить форму от идеи?

Сразу хочется привести в пример Лени Рифеншталь. Очень талантливая была дама, можно сказать, гениальный режиссер. Но вершина ее творчества пришлась на годы, когда в Германии Гитлер был у власти. Именно по его заказу Рифеншталь создала шедевральные фильмы, но это – пропаганда Третьего рейха в чистом виде. Позже ей все-таки удалось откреститься от фашизма, мол, заблуждалась я на счет его звериной сущности, простите меня, люди добрые. Но осадочек, как говорится, остался. Наши и украинские деятели искусств, чаще всего почему-то музыканты, тоже не желают оставаться в стороне от политики, любят они эффектные заявления и демонстративные шоу. Зачем? Настоящий художник должен быть занят творчеством. Но ведь Алексей Пиманов не только режиссер, он еще и политический деятель по роду занятий (их у него целый список). Судя по фильму «Крым», профессиями режиссера и сценариста он владеет на уровне крепкого ремесленника. Сделано качественно, заказ Сергея Кужугетовича он выполнил, бюджет в 400 миллионов российских рублей отработан честно.

Житель Севастополя, бывший морпех, ныне учитель физкультуры Саня (Роман Курцын) знакомится на руинах древней крепости с фактурной киевлянкой Аленой (Евгения Лапова). Она занята на съемках фильма о древней Украине (на ироничный вопрос Сани уверенно отвечает, что была такая). Легкий флирт на фоне живописных крымских пейзажей быстро перерастет в серьезные отношения. Саня знакомит Алену со своими родителями. Его отец – подполковник ВСУ, он занимает должность начальника дивизиона зенитно-ракетного комплекса С-300 (важная для дальнейшего развития сюжета деталь). Затем нас переносят в декабрьский Киев судьбоносного 2013 года. Площадь Независимости (если бы у фильма был другой заказчик, в титрах был бы указан Майдан Незалежности). Саня приехал к Алене, она, вся румяная, находится в эпицентре событий. Нам быстренько напоминают о роковых обстоятельствах, положивших начало легенде о Небесной сотне с одной стороны и о несгибаемых бойцах «Беркута» – с другой. Здесь же Саня знакомится со своим антагонистом Миколой (Павел Крайнов). Дальше фильм развивается по накатанной хронологической колее: нападение бандеровцев на автобусы крымчан в Черкасской области, подготовка на вокзале Симферополя к встрече поезда карателей-западненцев. И, наконец, апофеоз вооруженной справедливости: вежливые люди берут под свой контроль все стратегические точки полуострова. Украинские силовики сопротивления не оказывают, все заканчивается без кровопролития, за что авторы фильма выносят благодарность всем военным, как российским, так и украинским.

Еще раз повторю: картина воспроизводит официозную российскую версию тогдашних событий. Это касается фактографии. Надо отдать должное авторам фильма: они не опускаются до крикливого расчеловечивания противников воссоединения Крыма с Россией. Да, почти все они выведены в качестве отрицательных персонажей. Есть среди них и откровенные мерзавцы. Но главный противник Сани – тот самый Микола – исполнен в амплуа симпатичного негодяя. Что-то наподобие графа Рошфора.

Но Пиманов вроде бы подрядился смастерить love story на развесистом историческом фоне. В идеале у него должны были получиться, нет, не «Ромео и Джульетта», даже не «Три мушкетера». Лучшим образцом для подражания, наверное, стали бы классические польские экранизации Генрика Сенкевича: «Пан Володыевский» и «Огнем и мечом». Прекрасная панночка на фоне кровопролитных цивилизационных конфликтов. Супердержавы спорят за преобладание в Восточной Европе. Речь Посполитая против Московии, а тут еще турки, запорожцы, крымские татары (немного похоже, не правда ли?). В самой гуще событий отважная панночка, ее благородный шляхтич-воздыхатель и коварный Рошфор… то есть, казачий атаман. К сожалению, у Пиманова не оказалось под рукой Барбары Брыльски. Нет, в фильме «Крым» пара получилась в целом приятная, но все-таки масштаб актерского дарования у Евгении Лаповой немного не тот. Ей лучше попробовать себя в качестве ведущей программы «Орел и решка», там бы она была на своем месте. Для оживления сюжета авторы картины вставляют погоню по джеймсбондовским лекалам, но эпизод получился слишком куцым, в целом он выглядит чужеродным телом, как и вся история с базами бандеровских диверсантов в Крыму. Это же можно сказать и об эротических сценах. Все эти красивенькие сплетенья рук, сплетенья ног в эстетических позах рассчитаны немножко не на ту целевую аудиторию. Я смотрела фильм в кинозале, забитом пенсионерами (они пришли на сеанс организованной группой). Мне показалось, что бабушки, если и пришли в восторг от аккуратной попки Романа Курцына, то виду не подали. Шквала аплодисментов или свиста эта сцена не вызвала.

Если же все-таки сравнивать «Крым» с шекспировской трагедией про влюбленных из Вероны, то в российском фильме отсутствует такой психологический центр тяжести, как Меркуцио. Главные герои «Крыма» интуитивно понимают, что неукротимое стремление к силовому разрешению конфликта – это безумие. Но вот сказать знаменитое «Чума на оба ваших дома!» некому. Так что получилась достаточно крепкая ремесленная поделка, киноматериал был сметан на скорую руку из отдельных кусочков. Какой-то получше, какой-то не очень. Пестренько так, аляписто. Но корабли нашего доблестного Черноморского флота и боевые вертолеты мне понравились. В конце фильма авторы дают подборку телефонных переговоров между жителями Украины и России. Все они носят бытовой характер. Намек понятен: война-войной, а все-таки когда-нибудь отношения между нашими народами устаканятся. Мне, россиянке с такой фамилией, очень хочется на это надеяться. И наш Крым из острова снова превратится в полуостров.

 
 
Источник: ivi.ru

29 Сентябрь 2017 Елена_Самойлова 0
Система Orphus Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите CTRL+Enter



  Теги: крым
  Просмотров: 45


Добавить комментарий: