Рецензия на фильм «Один вдох»


Один вдох В прокат вышел «Один вдох» Елены Хазановой – фильм, вдохновленный историей становления российского фридайвинга и биографией его главной звезды, чемпионки и рекордсменки Натальи Молчановой, трагически погибшей в 2015 году во время тренировки в открытом море. Дело матери продолжил сын Алексей, который сегодня возглавляет российскую Федерацию фридайвинга, выигрывает чемпионаты мира и устанавливает один мировой рекорд за другим – самый свежий, 181 метр подо льдом, он приурочил к выходу «Одного вдоха» на экраны. Молчановы стали прототипами главных героев ленты, которых сыграли Виктория Исакова и Филипп Ершов. Помимо них в фильме снялись Максим Суханов, Владимир Яглыч, Стася Милославская, Сергей Сосновский и Артем Ткаченко.

Марине Гордеевой (Исакова) 40 лет, за плечами – тяжелый развод с мужем, на руках – двое детей-подростков (Ершов и Милославская) и стареющий отец (Сосновский), бывший пловец-чемпион, занимавшийся вместе с дочерью. Еще девочкой Гордеева подавала большие надежды в водных видах спорта, но отчего-то бросила занятия. Теперь, спустя много лет, она случайно, нырнув на отдыхе за утопающим, открывает в себе талант к погружениям с задержкой дыхания. Увлечение быстро переходит в разряд профессионального, знакомый фридайвер-спасатель (Яглыч) записывает Марину на чемпионат России, после которого она с детьми перебирается из провинциального городка в Москву и готовится к мировому первенству. Правда, в родной стране фридайвинг не воспринимают как серьезный вид спорта, так что заниматься Гордеевой, устроившейся в бассейн тренером, приходится чуть ли не тайком. Ко всему прочему заявка на участие в чемпионате мира стоит несколько тысяч долларов – сын Саша, вслед за матерью «заболевший» фридайвингом, предлагает заработать их, проплыв на одном вдохе египетскую подводную пещеру Блю Хол, что удается далеко не всем дайверам и не удавалось до этого ни одной женщине.

Фридайвинг – спорт на грани физического и интеллектуального. Человеческий организм приспособлен для того, чтобы не дышать несколько минут, но научиться этому возможно, только победив силой разума естественный рефлекс. Именно этому преодолению по большей части и посвящен «Один вдох», в котором появляется загадочный, даже демонический персонаж в исполнении Максима Суханова, ученый, посвятивший жизнь исследованию пределов сознания и контроля за ним. Под его чутким, но не всегда гуманным взором Гордеева борется с собственными страхами. Причина которых, конечно, в ее прошлом. Детские психологические травмы на глубине расцветают фантастическими картинками, от которых в прямом смысле перехватывает дыхание как у героини, так и у зрителя.

Подводными съемками «Одного вдоха» в качестве консультанта занималась француженка Жюли Готье, автор самых по своему художественному исполнению невероятных из ныне существующих фильмов о фридайвинге, снятых в компании и в соавторстве с ее мужем, чемпионом Гийомом Нери. Благодаря этому все то, что происходит под водой, выглядит этакой безмолвной, но предельно выразительной фантасмагорией, дающей представление не только о физической стороне занятий этим видом спорта, но и об особенностях работы мозга и сознания, погруженного в непривычную среду. И эти сцены без слов и без лишних движений, кажется, дают гораздо большее представление о характере главной героини и ее схватке с самой собой, собственными страхами и демонами прошлого, нежели все остальное, происходящее на поверхности.

Наверху же разворачивается весьма хрестоматийная драма про сильную и независимую женщину с неуклюжими диалогами и натужными конфликтами. Будто бы сильно упрощающая взятую за основу реальную историю, которая сама по себе поражает воображение и не нуждается в дополнительном художественном вымысле и кинематографических допущениях. Хочется целиком перенести всю историю Гордеевой (Молчановой) под воду, рассказать ее плавными гребками ласт, изгибами обтянутого в гидрокостюм тела, тишиной, не нарушаемой даже всплывающими пузырьками воздуха, психоделическими этюдами, рождаемыми лишенными привычного притока кислорода мозгом и утащенными с поверхности воспоминаниями, сожалениями, страхами.

Стилистически подводным съемкам в «Одном вдохе» соответствует, пожалуй, только надводная линия с героем Суханова, заставляющим Гордееву ходить по углям, разбросанным на полу какого-то гигантского заброшенного то ли стадиона, то ли спортивного комплекса, то ли олимпийского бассейна. В этих сценах под аккомпанемент гипнотически потустороннего сухановского баса разворачиваются не менее причудливые игры разума – такие же нереальные для реальной жизни, как и те, что случаются на глубине. Но лучше всего подходящие для фильма о женщине, несомненно, оставившей неоценимое спортивное наследие и поднявшей планку для дальнейшего развития дисциплины, но, что не менее важно, раздвинувшей рамки возможного, преодолевшей пределы глубины и сознания и навсегда слившейся с покоренной стихией.

 
Источник: ng.ru

05 Марта 2020 Елена_Самойлова 0


  Теги: Один вдох
  Просмотров: 54


Добавить комментарий: