Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Рецензия на фильм «Первые»


Первые Где находится северная граница государства? В маленькой стране, которую проезжаешь за пару дней, ответить на этот вопрос проще простого. А вот если вы живете в необъятной империи, значительная часть которой необитаема и малопригодна для человека, то определение точных очертаний Родины может стать для вас делом всей жизни и прославить вас в веках.

Исследователи северных краев Семен Челюскин и Василий Прончищев давно увековечены на географических картах и в названиях кораблей, но кинематограф обходил их стороной. Теперь эта оплошность исправлена в новом российском фильме, который стал историческим дебютом режиссера Дмитрия Суворова, прежде известного по комедиям «Одноклассницы» и «Суперплохие».

Правда, «исторической» картиной «Первых» назвать трудно, поскольку лента далеко отходит от реальных событий. Достаточно сказать, например, что мыс Челюскина, об открытии которого рассказывается в фильме, не был обнаружен во время совместного плавания Прончищева и Челюскина. Челюскин открыл самую северную точку Евразии шесть лет спустя. Также Прончищев отправился в экспедицию не с чужой невестой, а с законной женой. Любовного треугольника на борту «Якутска» не было, и госпожа Прончищева не имела отношения к Витусу Берингу.

Отступления «Первых» от исторических фактов могут стать поводом для очередного раунда гневных публикаций и видеороликов. Но искусство требует жертв – сценарные новации «Первых» сделали картину увлекательнее, драматичнее и пафоснее, чем она была бы, если бы следовала подлинным событиям. Нудноватый военно-географический отчет превратился в приключенческое полотно, где нашлось место вышеупомянутому любовному треугольнику, сражениям с северной стихией, якутской мистике и даже стычке с пиратами (речными разбойниками) в духе «Острова сокровищ».

Книга Стивенсона в фильме цитируется так явно, что кажется, будто она полностью подомнет под себя экспедиционный сюжет и превратит фильм в криминальное повествование с постоянными перестрелками и поиском клада. Но «островная» история оказывается лишь дивертисментом. Она быстро завершается, и герои, повоевав со злодеями, вновь устремляются к океану.

«Первые» – картина амбициозная, не раз меняющая жанр и стиль. Она начинается как легковесная приключенческая комедия наподобие сериала «Гардемарины, вперед!» и завершается как патетическое героическое кино, предлагающее задуматься о цене, которую моряки заплатили за свои открытия. В целом Суворов справился со своей задачей, но в фильме достаточно шероховатостей и топорностей, чтобы желающим было за что зацепиться и распатронить картину.

В частности, Евгений Ткачук не до конца убеждает как героический персонаж. У героя сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» неоднозначное, бандитское обаяние, и когда смотришь на него в «Первых», постоянно ждешь от персонажа какой-то пакости. Однако картина ничего плохого о Челюскине не говорит, и внешность и гримасы Ткачука воспринимаются как не выстрелившее «чеховское ружье». Наиль Абдрахманов тоже не самый «гардемаринистый гардемарин», но он больше подходит для роли Прончищева, чем Ткачук для роли Челюскина.

Стоит ли смотреть «Первых»? С одной стороны, это неблестящее полотно, с привкусом вторичности, со спорными режиссерскими решениями и с радикальными отступлениями от фактов. С другой стороны, это увлекательное повествование о людях, которые заслуживают того, чтобы о них помнили. В фильме есть очень красивые съемки северной природы, а его персонажи – настоящие российские герои. Пожалуй, даже более героические, чем подлинные Прончищев и Челюскин. Да, это не шедевр, но это очередной шаг нашего кинематографа в верном направлении.

 
 
Источник: film.ru

07 Июня 2018 Елена_Самойлова 0


  Теги: Первые
  Просмотров: 740


Добавить комментарий: