+ ОТКРЫТЬ САЙТБАР +

Рецензия на фильм «Варавва»

Варавва Разбойник и убийца Варавва сидит в темнице, ожидая смертельного приговора. Но, совершенно внезапно для него самого, на иудейскую Пасху народ, поставленный перед выбором — отпустить праведника Иисуса или Варавву, — выбирает последнего. Он оказывается на свободе, но постоянно терзается мыслями: кем же был тот безумец и за дело ли умер. На улицах Иерусалима Варавва случайно встречает мудрого старика Мельхиора, который поможет ему во всем разобраться и выяснить отношения с Юдифью Искариот, сестрой предателя Иуды.

Библейские сюжеты, как любые популярные мифологемы, — тема тонкая и, пожалуй, даже опасная. Не для читателя или зрителя опасная, но больше для самих авторов: за много лет эти истории обросли таким слоем интерпретаций и домыслов, что вычленить из всех надстроек изначальный пафос, не ударившись в нравоучения и сладкую патетику, очень сложно. Справляются с проблемой по-разному — кто-то мифологичность намеренно подчёркивает (каменные монстры в «Ное» Аронофски), кто-то язвит и низвергает (злобный бог-мальчишка из «Исхода» Ридли Скотта), — но даже так не всегда выходит стройно. А вот «Варавва» выбирает совсем иной путь. Он вообще не пытается обыграть миф (кроме как сюжетно) и будто специально наступает на все грабли, что прочие так старательно пытаются обойти. А затем возвращается и наступает на них ещё раз. Так, чтобы наверняка.

Уж не знаю, какие там звёзды должны были выстроиться в ряд, чтобы появилось кино настолько чудное в своей бестактности и регрессии. «Варавва» возвращает зрителя во время, где все символы читались как написано, а метафор не существовало как явления: чудеса здесь происходят только с громом и молнией, а божественное вмешательство обязательно сопровождается снопом ослепительного света. Фильм не стремится ни к аскетичной отрешённости Пазолини, ни к мрачному брутализму Мела Гибсона — из всех мировых киноевангелистов ему ближе Зак Снайдер с его слоу-мо и изящностью пятитонного слона. Только тут всё не так весело и не очень-то красиво, хотя видно, что пытались. Но и бюджет, думается, не тот, да и руки совсем не те — дешёвые декорации компьютерного Иерусалима выдают в «Варавве» постановку уровня турецких сериалов а-ля «Великолепный век».

Он не только внешне похож на эти странные псевдоисторические шоу для тех, кому за 70. Вся выдуманная авторами история библейского статиста Вараввы — чистокровная мыльная опера, где убийства, заговоры, любовь, где чары и месть, отвага и честь, дворцы и песок. Удивительно, как люди, с раздражающим пиететом боящиеся показывать на экране лицо Иисуса, могут без стеснений насиловать новозаветный миф (побойтесь бога!), коверкать его в угоду сомнительному драматизму. Проблема не в том, что «Варавва» не следует оригинальному тексту и вообще «книга лучше» (ещё бы). Переведи он центральную историю Христа на свой «мыльный» язык, могло бы выйти даже любопытно — с концептуальной стороны, конечно, смотреть-то это наверняка будет больно. Но оставляя библейский фундамент за скобками, он обозначает себя таким гнойным аппендиксом, пристройкой, которая уж больно отличается от остального здания и, прямо говоря, его уродует.

Актёры (что характерно, почти все плохо переозвученные) тут говорят либо речами диснеевских злодеев, либо цитатами диванных конфуциев, в удобной плакатной форме излагая мудрость веков. Любое сюжетное движение вам объяснят, покажут и объяснят ещё раз, чтобы закрепить, — «Варавва» к зрителю абсолютно беспощаден и каждую идею проговаривает гораздо дольше, чем это вообще можно терпеть. Он напоминает такую сектантскую листовку, где буквально на паре маленьких страниц, прикрывшись авторитетом тысячелетней Книги, вам расскажут, как, зачем и для кого жить. Но ещё больше это напоминает экранизацию детской Библии — с картинками и языком подслащённых сказок. Жили да были, век не тужили, мёд-пиво пили, с моралью сами разберётесь.

 
Источник: film.ru

27 Апреля 2019 Елена_Самойлова 0
Система Orphus Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите CTRL+Enter



  Теги: Варавва
  Просмотров: 42


Добавить комментарий: