Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Рецензия на фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова»


Вечная жизнь Александра Христофорова Как же весело и амбициозно авторы трубят о своем фильме: продюсер, сценарист и актер Алексей Гуськов уже появился в ряде телеэфиров, в которых объявил картину «лучшей в этом году», «таблеткой от хандры» и фильмом, продлевающим лето. К пиару подключилась даже тяжелая артиллерия – Сергей Шнуров и Леонид Агутин, которые записали дуэт «Какая-то фигня» и снялись вместе с Гуськовым в симпатичном клипе. Правда, песня Агутиным была создана совсем не для этого кино, но какая разница — все совпало. Итак, мощный актерский состав, привязчивый мотивчик, анимированная афиша, на которой Гуськов на мотоцикле спешит за решительно шагающей Оксаной Фандерой, все это настраивает зрителей на то, чтобы пожертвовать последними теплыми октябрьскими вечерами и бежать на премьеру. Стоит ли?

Сюжет комедии режиссера Евгения Шелякина довольно оригинален. Курортный город (угадываются Судак и Ялта) превращен в одну сплошную площадку для туристов и аниматоров. Красота природных пейзажей, старинные крепости, соседствующие с картонными декорациями, среди которых снуют ряженые. К услугам отдыхающих – гладиаторские бои, сеанс исцеления, проводимый седовласым старцем (Станислав Любшин) и даже общение с самим Иисусом. Человек, когда-то придумавший этот исторический аттракцион, известный в прошлом актер Александр Христофоров (Алексей Гуськов) — обладатель неуживчивого характера: он никого не любит, им никто не дорожит. Как следствие — несостоявшеся карьера и личная жизнь: герой разведен с женой (Лидия Вележева), редко видит сына и даже забывает о его дне рождения. Свой аттракционный бизнес он давно продал и теперь подвизается тут, играя «Агриппу, на смерть идущего», который сражается с наглым гладиатором (Роман Курцын).

В один непрекрасный день из-за учиненной драки Христофорова «понижают» до статуса Христа. Тут попутно выясняется, что жить ему осталось немного. Александр вдруг задумывается: а кто придет на его похороны, что вспомнит, что скажет… Перед глазами проносятся неутешительные картины, и герой, как это водится (прям поветрие какое-то, сейчас в прокате сразу несколько фильмов на эту тему), решает измениться и обмануть судьбу. Конечно, он спасет жизнь человеку, которому еще хуже, чем самому Христофорову. Конечно, он встретит женщину, которую полюбит. Конечно, попытается найти общий язык с сыном, да и вообще с окружающим его миром. И судьба ответит ему письмецом в конверте с подписью «ГСП» (в смысле Господь)… Ах, какая могла бы получится картина, если бы «разжалованный в Иисусы» Христофоров решил бы повторить путь Христа, меняясь с каждым поступком, встречей, чудом. Какой был простор у сценаристов – сделать философскую комедию по типу «Дон Кихота». Или на худой конец пародию на рок-оперу «Иисус Христос–суперзвезда».

Но создатели фильма решили пойти легким путем. Несущий свой крест Ииусус мелькает в кабинке фуникулера, пугая группку хасидов; встречается с аниматором Люцифером; предлагает отдыхающим девушкам отпустить грехи на неделю вперед; ходит на сеансы психотерапии, которые ведет женщина-психолог, еле подавляющая приступы агрессии (Оксана Фандера); попадает в полицейский участок, где добрый начальник, борющийся с профдеформацией при помощи игры на аккордеоне (всегда смешной Сергей Бурунов), заводит с ним душеспасительные беседы… То есть фильм являет собой набор скетчей, порой даже смешных, но, к сожалению, разрозненных, не вырастающих в полноценное высказывание. Такое обычно бывает, когда в фильме не один сценарист. Тут их целых пятеро — Евгений Шелякин (в течение почти 10 лет снимал «Прожекторперисхилтон»), Павел Усачев, Павел Виноградов, Вячеслав Омутов при участии Алексея Гуськова.

В фильме рваный монтаж – ощущение, что замысливалось сначала одно кино, а на середине решили свернуть в другое. Все это напоминает «письмо дяди Федора», которое дописывали кот Матроскин, а потом и Шарик — поэтому у персонажей периодически «и лапы ломят, и хвост отваливается». Герой Алексея Гуськова вопреки логике практически не меняется – ну разве чуть более внимательнее начинает относиться к сыну. При этом он пафосно изрекает в экран: «Человек должен отдавать себя, даже если его брать особенно не хотят». Попутно Христофоров почему-то вдруг принимается читать стихи Давида Самойлова, Пушкина. Впечатление, что сценарист Гуськов просто вписывал эпизоды, которые актер Гуськов давно мечтал воплотить. 60-летний Алексей в этом фильме даже совершает массу трюков – им актера обучил Роман Курцын, играющий роль коварного гладиатора.

Как уже говорилось, в фильме звездный состав. Курцын, который сейчас весьма востребован, как обычно ходит полуголый, демонстрируя пресс не хуже, чем у Криса Хемсворта. Лидия Вележева традиционно играет стерву. Игорь Угольников – облаченного в одежды римского патриция бизнесмена. Великолепен Тимофей Трибунцев в роли врача Соломона, его реплика «Это не ты не веришь в Бога, а он в тебя не верит» пронзает самое сердце – удивительная харизма у актера, может в кадре зачитывать пресловутую телефонную книгу – и зритель глаз не оторвет. За экзистенциализм в картине отвечают Сергей Вертков, сыгравший посланца Бога, и Сергей Епишев, изображающий в аттракционе Смерть, естественно, нелепую.

Нельзя не отметить поразительной красоты кадр, который несколько раз мелькнет в этом кино: море, одетые в венецианские карнавальные костюмы персонажи на ходулях — и хрупкая Оксана Фандера в платье а-ля Одри Хепберн – есть во всем этом какая-то сумасшедшинка. Все это, увы, отдельные жемчужины, которые так и не складываются в ожерелье. Хотя замах был масштабный — поговорить о жизни вечной и помянуть недавно ушедшего режиссера Бахтияра Худойназарова (ему посвящен соответствующий титр). Ближе к финалу вообще начинает казаться, что фильм сделан по заказу лоббистов… пенсионной реформы. Ведь, история с Иисусом отбрасывается авторами на второй план, а на первый вылезает мысль о том, что люди, которым далеко за… — седые мужчины и женщины с морщинками в уголках глаз — тоже могут влюбляться и писать жизнь с чистого листа. Могут, наверное. Не хватает самой малости – мотоцикла, моря и платьев а-ля Одри Хепберн.

 
 
Источник: vokrug.tv

19 Октября 2018 Елена_Самойлова 0


  Теги: Вечная жизнь Александра Христофоров
  Просмотров: 1050


Добавить комментарий: