Главная » Обзоры фильмов » Зарубежные фильмы

Рецензия на фильм «Битва за Землю»


Битва за Землю Captive State, получивший в наших широтах нелепое название «Битва за Землю», относится к той категории фильмов, от которых до последнего не знаешь чего ждать. Бессодержательные трейлеры дали зрителю понять, что речь пойдёт о малоприятном житье-бытье под железной пятой большого брата - на этот раз из космоса, что добавляет разнообразия. Тизеры вообще призывали бороться и не сдаваться захватчикам. Попахивало злободневным кино, задающим зрителю неудобные вопросы - таковым оно и оказалось. Неплохой режиссёр и сценарист Руперт Уайатт снял за $25 миллионов серый, мрачный и тягучий, но атмосферный манифест о том, что человек обязан бороться с социальной несправедливостью. И, разумеется, режимом, который использует несправедливость ради достижения собственных интересов.

Первым делом надо лишний раз проговорить, что «Битва за Землю» - это никакой не блокбастер о сражениях со злобными инопланетянами, решившими быстренько покорить очередную планету. По трейлерам неподготовленному человеку может показаться, что самое «вкусное» и масштабное авторы приберегли для полной версии. Но нет, здесь всё довольно предсказуемо и понятно. Не ждите от фильма ничего потрясающе зрелищного или вовсе крышесносящего, потому что Руперт Уайатт пошёл по самому очевидному пути - снял камерную и прямолинейную антиутопию. Не совсем чистую, с примесью постапокалиптики (за девять лет пришельцы умудрились здорово потрепать планету, хоть и рассказывают на каждом шагу о положительном влиянии на человечество).

На Земле больше не бушуют войны, преступность - по официальным сводкам - снизилась практически до нуля, а у каждого жителя планеты есть работа. Вот только захватчики молчат о частностях: электронные средства связи запрещены и уничтожены (интернет, как оплот современного свободомыслия, в первую очередь), носители информации изымают, копируют и физически уничтожают, абсолютно все под колпаком. Ну и труд в большинстве случаев, разумеется, практически рабский, а пропасть между богатыми и бедными выросла до каких-то поистине рекордных масштабов. И пока несколько миллионов человек живут припеваючи и сотрудничают с новыми хозяевами, остальные обитают на безграничной помойке.

Понятно, что собственных идей у режиссёра и сценариста практически нет. Если не считать инопланетян с необычным дизайном, насаждающих свои порядки. Большую часть тезисов Уайатт позаимствовал у старины Джорджа Оруэлла, только местами осовременил и отполировал на радость новому поколению. Единственное крупное отличие только в том, что если государство Оруэлла пыталось залезть в голову своим гражданам и полностью переписать образ мышления, то Уайатт поступает проще - режиму по большей части плевать на простых смертных, пока они не выпячиваются и живут в созданных загонах.

И тут наступает самый интересный момент. Если выкинуть из повествования любые намёки на фантастику, то окажется, что «Битва за Землю» в выстраивании кинореальности целиком и полностью опирается на существующие режимы. На секунду закройте глаза и представьте, что никаких пришельцев в фильме нет. А тотальная цензура, переиначивание очевидных фактов, громкие заявления о несуществующих успехах, торопливое разбазаривание природных и финансовых ресурсов и борьба со всеми несогласными - есть. Ничего не напоминает?

Уверен, что напоминает. И жители разных стран наверняка без труда увидят узнаваемые черты. Руперт Уайатт поступает как все независимые творцы, которым предоставили платформу для высказывания: призывает не сдаваться и бороться изо всех сил, потому что видит в текущем положении дел тупиковый путь развития для всего человечества. Как бы глупо и пафосно это ни звучало.

Из искры разгорается пламя, всё верно. Но для успеха революции необходимы свои мученики - хотя бы такие, портреты которых можно потом водрузить на знамёна. Борьба с режимом всегда требует жертв - просто и ясно. Но в чём Уайатту не откажешь, так это в наглядности: с помощью простейших изобразительных средств он доносит до зрителя, что первые попытки кардинально изменить ситуацию и сломать систему заведомо обречены на провал. У системы всегда есть определённый запас прочности, а у любых повстанцев, отстаивающих самые высокие идеалы, с ресурсами всегда напряжёнка. Но это не значит, что после первого же поражения нужно сдаваться. Скорее, наоборот: залечь на дно, перегруппироваться, сжать зубы до хруста и снова рвануть в бой. А дальше сработает принцип домино.

Вторая важная часть Captive State - это идея о том, что даже внутри руководства режима не всё так однозначно. Среди коллаборационистов хватает разброда и шатания, на многие потенциально важные улики карательные структуры готовы закрыть глаза, чтобы ещё больше не расшатывать ситуацию и лишний раз не нервировать повелителей. Ну и тему «троянских коней» тоже никто не отменял: насколько велика подпольная сеть и насколько широко она опутала элиты?

Понятно, что «Битва за Землю» массовому зрителю не пришлась по душе. Дешёвая фантастика всегда плохо продаётся, особенно когда она пытается казаться умной и настырно вынуждает задумываться и проводить параллели. И в результате зритель, пришедший за развлечением, начинает негодовать из-за того, что его даже на островке безмятежности под названием Кино продолжают макать головой в тухлую реальность. Но тот факт, что подобные фильмы иногда добираются до относительно широкого проката, радует. Пускай местами режиссёр перебарщивает с пафосом и теряет нить сюжета, качественных антиутопий в наше время выходит настолько мало, что ими просто нельзя разбрасываться. Не всем понравятся общая неторопливость и визуальная скупость, но Captive State и не стоит оценивать по меркам блокбастера. А вот по меркам хорошей и осмысленной, но недорогой жанровой ленты - вполне.

 
Источник: fatcatslim.ru

27 Июня 2019 Елена_Самойлова 0


  Теги: Битва за Землю
  Просмотров: 536


Добавить комментарий: