Рецензия на фильм «Недруги»

Недруги Давно ушли в прошлое те времена, когда в вестернах героические ковбои сражались с кровожадными индейцами. Теперь Америка признает, что войны с «краснокожими» были геноцидом, и Голливуд изображает белых участников этих войн не как героев нации, а как убийц и военных преступников. Которые в зависимости от своей роли в сюжете либо тяготятся, либо наслаждаются своей ролью в безжалостном истреблении не только воинов, но и стариков, женщин и детей.

Новый вестерн режиссера «Сумасшедшего сердца» и «Черной мессы» Скотта Купера «Недруги» не показывает геноцид индейцев, но изображает его печальные последствия. Индейские племена разгромлены и загнаны в резервации, влиятельные вожди содержатся как звери в клетках, индейские земли разделены между белыми землевладельцами, а немногочисленные свободные индейцы рыщут по прерии как волки и от бессильной злобы набрасываются на слабых и беззащитных.

Американские военные почти победили, но они не торжествуют. Одни ветераны, как лучший друг Блокера Томас Метц (Рори Кокрейн), страдают от тяжелой депрессии, а другие, как сам Блокер, пытаются спрятаться за слова о «работе» и «долге». Мол, «я всего лишь выполнял приказ». Однако в глазах Блокера такая же надсадная боль, как в глазах его товарища. Многолетние убийства и потеря друзей выжигают душу и превращают жизнь в ад.

Когда Блокер отправляется на свое последнее задание (капитан дожил до отставки по выслуге лет), он путешествует по Дикому Западу, который сам создал. Это пустынный и беззаконный мир, населенный убийцами – порой индейцами, но чаще «белыми». Никто больше там выжить не может. Слабые быстро становятся жертвами, как это случается с семьей фермерши Розали (Розамунд Пайк), которую отряд Блокера находит в сожженном доме в окружении убитых детей. Сама женщина чудом спаслась, но подвинулась умом, и проходит немало времени, прежде чем она вновь становится адекватной. Как мы позднее понимаем, Розали усвоила урок – жить в прерии может только тот, кто стреляет первым и без тени сомнений режет глотки. Счастлив от такого существования лишь сумасшедший или садист. Это настоящий Дикий Запад, а не прилизанная мифология.

В «Недругах» много насилия, но снято оно без тени боевикового энтузиазма. Купер создал не триллер, а сумрачную и размеренную драму о душевном бремени войны и о том, что никогда не поздно понять что-то важное о себе и о своих врагах и начать поступать по совести. Правда, духовное перерождение Блокера неправдоподобно. Несколько недель в компании индейцев не могут так сильно изменить немолодого человека, который в начале картины твердо уверен в своей идеологии и который эту идеологию не выучил, а выстрадал на войне. Но на то и Голливуд, чтобы пролить луч света туда, где должна быть кромешная тьма. Кроме того, Кристиан Бэйл настолько харизматичен в роли сурового и мужественного, но не бессердечного офицера, что ему почти веришь, когда он изображает метаморфозу Блокера.

«Краснокожие» в «Недругах» часто попадают в кадр, но почти не получают слова. Их внутренний мир для Купера загадочен и неинтересен. Режиссеру достаточно констатировать, что индейцы тоже люди и что они бывают разными по натуре. Картина повествует не об индейцах, а о «белых», хотя и среди них раскрываются лишь несколько персонажей – Блокер, Томас, Розали и еще кое-кто. Все остальные участники похода оказываются взаимозаменяемыми статистами, хотя режиссер и пытается наделить их броской индивидуальностью. Это очень неэкономное использование персонажей в психологической драме.

В целом «Недруги» получились плоскими, не особенно захватывающими и не всегда логичными, но зато атмосферными. Спокойная природная красота США контрастирует с кровавым насилием и как будто укоряет людей, что не могут договориться и мирно поделить благословенный край, где для всех найдется место. Но Дикий Запад не был бы диким, если бы вопросы там решались без оружия.

 
 
Источник: film.ru

16 Февраля 2018 Елена_Самойлова 0
Система Orphus Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите CTRL+Enter



  Теги: Недруги
  Просмотров: 114


Добавить комментарий: