Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Рецензия на фильм «Близкие»


Близкие Какое снимать кино, если нет ни денег, ни интереса для создания эпических блокбастеров и гламурных ромкомов? Очевидный ответ – семейные драмы, и в этом году такие российские фильмы идут косяком. «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Теснота» Кантемира Балагова… А теперь еще и «Близкие» московской дебютантки-постановщицы Ксении Зуевой, которая прежде была известна как сериальная актриса.

У «Близких» есть сюжетная линия, и даже не одна, но вернее всего рассматривать эту ленту не как повествование, которое движется из точки А в точку Б, а как динамичный портрет несчастной семьи на фоне безжалостного общества. Если в «Нелюбви» за пределами круга главных героев можно было разглядеть участливых и заботливых людей (прежде всего волонтеров, которые ищут пропавшего мальчика), то в «Близких» за границами семьи героев ничего хорошего не ждет. В лучшем случае – циничное безразличие, в худшем – агрессия и эксплуатация, побои и изнасилование.

В этом, кажется, заключена главная идея фильма: «Близкие люди причиняют нам боль, но нам лучше их держаться, потому что чужие люди еще хуже». Да, мать изводит дочь, отец наседает на сына, а те отвечают взаимностью. Но, по крайней мере, им есть друг до друга дело. И в том, как они выматывают друг другу душу, можно разглядеть искореженную, болезненную, но зато искреннюю привязанность и даже любовь. Которая изредка прорывается в человечных поступках и дает понять, что в кадре не монстры, а простые страдающие люди.

В отличие от героев «Нелюбви», персонажи «Близких» небезнадежны. Однако в осторожно-оптимистичный финал трудно поверить. Без помощи хороших психологов семья вряд ли долго продержится, а ее члены не похожи на людей, которые способны обратиться к «мозгоправам». Так что в концовке фильма мы видим скорее затишье перед очередной бурей, чем выход семьи из замкнутого круга страданий и оскорблений.

Как видите, картина у Зуевой получилась печальная, но «депрессивной» ее не назвать. Градус трагизма сбивают обильные комичные моменты. Сами герои, правда, не веселятся и почти не улыбаются, но они регулярно говорят или делают такое, что трудно не улыбнуться. Комизм исчезает лишь в заключительной части фильма, когда «Близкие» ненадолго превращаются из трагикомедии в череду ударных во всех смыслах слова драматичных сцен. Другое дело, что эти сцены из-за своей прямолинейности и примитивности «работают» не так сильно, как более сложные и многогранные предшествующие эпизоды.

По словам постановщицы, «Близкие» – кино не автобиографичное, но созданное на основе пристального наблюдения за чужими семьями. В это легко поверить, потому что картина получилась очень достоверной и узнаваемой, с массой точно подмеченных деталей. Всем нам доводилось быть свидетелями или участниками перепалок и разговоров, которые Зуева выводит на экране, и фильм лишь изредка дает повод усомниться, что это «документальная» лента. Так, трудновато поверить, что Аня может быть поклонницей группы «Тату», которая была на пике славы в то время, когда героиня только училась говорить. У поколения Ани иные кумиры.

В остальном, впрочем, линии Ани и Кати – бесспорно лучшие в фильме. Ефим вышел чуть хуже, но тоже замечательно, а вот Андрей кажется персонажем, вставленным в картину для симметрии, а не по реальной сюжетной необходимости. Он как будто сбоку припека. Впрочем, в этом можно увидеть режиссерский замысел, а не режиссерскую ошибку, поскольку Андрей и в экранной жизни на отшибе. Как бы то ни было, от присутствия Андрея фильм не проигрывает. Просто с этим героем можно было сделать больше, чем делает Зуева.

Если своим сюжетом «Близкие» напоминают «Нелюбовь», то визуально и эмоционально картина Зуевой схожа с ранними работами Валерии Гай Германики. Негламурное (но, впрочем, и не подчеркнуто «грязное») изображение, обнаженные чувства, жесткое изображение «прекрасного пола»… Параллель тем более очевидна, что Надежда Иванова в свое время снялась у Германики в «Школе». Хотя это, конечно, не нарочитое цитирование, а просто задействование яркой и очень естественной актрисы, на которой «Близкие» во многом держатся.

В общем, это не то кино, которое стоит смотреть ради чистого удовольствия и побега от реальности. Но если вас интересуют экранные портреты наших соотечественников и современников с московских окраин, если вас волнует кризис современной семьи и если вы хотите увидеть достойный дебют многообещающего режиссера, то вам стоит посмотреть «Близких» и поддержать их создателей.

 
 
Источник: film.ru

15 Декабря 2017 Елена_Самойлова 0


  Теги: Близкие
  Просмотров: 756


Добавить комментарий: