+ ОТКРЫТЬ САЙТБАР +

Рецензия на фильм «Богемская рапсодия»

Богемская рапсодия Однажды Фредди заберёт тебя. Кем бы ты ни был, чем бы ни занимался, какую бы религию ни исповедовал. Это случится почти наверняка, даже если ваше знакомство началось с такого грустного события, как смерть. С инфернального клипа на песню The Show Must Go On, сшитого из кусков прочих видео Queen, который показывали по первому останкинскому телеканалу. Безусловно, тогда это казалось тебе инопланетным посланием, и тогда же зерно упало на почву. Рано или поздно настанет день, когда прямые твоих интересов, возраста и жизненных ценностей пересекутся в заветной точке и ты будешь готов отправиться в путешествие.

Только не подумайте, что «Богемская рапсодия» по щелчку пальцев выдаст вам золотой билет. Важно понимать, что Фредди всегда приходит сам, а когда он приходит, любой нормальный человек моментально оставляет надежды на откровенную и неподслащённую экранизацию. Этому есть простейшее объяснение: пока живы Брайан Мэй и прочие члены королевской семьи, мятежу не бывать. Если нести дозор, то до конца, верно? Фредди завещал не делать его скучным после смерти, но вряд ли он имел в виду скандалы, интриги, расследования. И «Богемская рапсодия», в общем-то, справляется с поставленной задачей, касаясь деликатных тем очень аккуратно.

Хорошо ли это? Ну, далеко не всегда. Родительская опека Мэя и компании довлеет над фильмом постоянно, вы буквально видите длинную кучерявую тень за каждым углом. Как результат — центром местной вселенной оказывается вовсе не Фредди, а Семья (где-то встрепенулся один Вин Дизель), что само по себе прекрасно, хоть и чревато неизбежными проблемами. Тема конфликта и примирения выходит на первый план, а раз так, авторам стоило бы уделить остальным членам группы чуть больше внимания, сделать характеры более объёмными и колоритными. Уж поверьте, Брайан Мэй, Роджер Тейлор и Джон Дикон того заслуживают.

Вырисовывается неловкая ситуация: случайный зритель может и вовсе не понять, с чего вдруг четверо мужиков называют себя семьёй и то и дело обнимаются. Вряд ли это следствие природной скромности музыкантов Queen, не пожелавших открыться для потомков, скорее — признак криворукости сценаристов, упрощавших сюжет на протяжении десяти лет. Именно упрощавших, а не переделывавших, ибо сценарием «Богемской рапсодии» можно бить по голове нерадивых студентов факультета кино и телевидения. Не так страшны хронологические погрешности, как простота местного сюжета. Достаточно изменить в нём всего несколько деталей, чтобы получилась классическая киношная история о вновь обретённой дружбе. С обязательными переоценкой ценностей и возвращением главного героя в лоно любящей семьи. Это… не совсем то, чего хотели фанаты, не так ли?

В истории Queen есть два ключевых момента: создание Bohemian Rhapsody в 1975 году и выступление на благотворительном музыкальном фестивале Live Aid в 1985-м. Оба события можно считать эпохальными, ведь одно сделало группу знаменитой, а другое подарило ей второе дыхание, когда надежды почти не оставалось. Сценаристы не мудрствовали лукаво и протянули шаткий мост повествования аккурат между этими двумя точками, бегло пройдясь по фактам и частенько игнорируя прочие важные события вроде съёмок видео к той же Bohemian Rhapsody, ставшего, по сути, первым полноценным музыкальным клипом в мире. Манёвр резонный, но предсказуемый и пресный, как овсянка на завтрак.

Складывается впечатление, что создатели намеренно свели все риски к минимуму, обложили себя подушками со всех сторон, так сказать. На фоне войны Queen с боссом студии звукозаписи EMI Рэем Фостером за многострадальную Bohemian Rhapsody это выглядит как минимум малодушно. В вас пропал дух авантюризма, господа киноделы! Берите пример с дедов, они плохому не научат. Будьте смелее, сделайте шестичасовую артхаусную феерию с оперой и балетом. Расскажите о чувственных номерах Фредди с Монсеррат Кабалье, о его дивных образах, навеянных творчеством российского танцора и хореографа Вацлава Нижинского.

Звучит устрашающе, да? Пожалуй, стоит согласиться с тем фактом, что избранный авторами путь упрощения всего и вся довольно-таки оправдан. Опять же, в озорном семейном водевиле, коим и является «Богемская рапсодия», нет места изнуряющим реалиям музыкального шоубизнеса, постоянному прессингу со стороны СМИ, жесточайшей конкуренции (расцвет панк-рока в Великобритании никто не отменял) и прочим ужасам. Массам не нужна выстраданная история изгоев и чудаков, экспериментировавших с музыкой точно так же, как Стэнли Кубрик экспериментировал с кино. Кубрик опередил своё время; Фредди — тоже. И того, и другого при жизни понимали далеко не все. Ох уж это проклятие художника!

Вы ждали экранизацию древнего мифа о богах и монстрах? Обломитесь. Хотели шоу? Получите! Историческая ценность «Богемской рапсодии» стремится к нулю, однако это вовсе не значит, что от неё нельзя словить удовольствие. Будучи скорее придатком чего-то более крупного, нежели полноценным и самодостаточным произведением, лента напоминает карту звёздного неба и требует некоторой подготовки. Не являетесь адептом Queen? Если есть возможность, посмотрите перед походом в кинотеатр хотя бы одну-две документалки, почитайте биографии музыкантов. Получите нужный бэкграунд, да и вообще — информация лишней не бывает.

Не хотите делать за Брайана Сингера его работу? Не беда. Просто знайте, что споры о феномене Queen в целом и Фредди в частности не утихают по сей день. А чтобы понять, о чём речь, достаточно посмотреть концертные записи группы в YouTube. Они шокируют, без преувеличения. Фредди мог быть прирождённым шоуменом, стендапером и фокусником, однако это не объясняет той лёгкости, с которой он повелевал многотысячной толпой. Подобно Моисею с его посохом, управлявшему морскими волнами, музыкант лёгким мановением руки творил немыслимые вещи. Ей-богу, становится понятным маниакальное желание тогдашней прессы демонизировать Фредди, наделить его едва ли не сверхъестественными способностями.

Смог ли Рами Малек? Смешной вопрос. Сыграть Фредди можно, а вот повторить — примерно то же самое, что решить одну из семи математических проблем тысячелетия. Малек сыграл, и сыграл неплохо. Пускай его маленькое личико не дотягивает до благородного профиля Фредди, а движения порой слишком резки и хаотичны, но парень старается изо всех сил. Разумеется, в нём нет и толики ртутного волшебства, и винить его за это глупо. Вы же не станете ругать своего кота за то, что тот не умеет ходить на каблуках?

Важное замечание: сцена выступления Queen на стадионе «Уэмбли» (одна из сильнейших сцен фильма) пробирает до костей, до слёз и кома в горле. Это воистину прекрасно, и объяснить такой эффект одной лишь музыкой нельзя. Что же это значит? А это значит, что Малек был правдоподобен и органичен, иначе картинка попросту не сложилась бы. Вердикт напрашивается сам собой: «Богемская рапсодия» не тянет на исторический документ, но воссоздаёт ключевые моменты легенды с душой и огоньком. В ней есть жизнь, в ней есть чувство восторга. Картина может не оправдывать чьих-то ожиданий, может не отвечать на некоторые вопросы, но она работает. Отказ от демонстрации последних лет жизни Фредди как бы намекает: никто и не собирался нагнетать драму. Кино-то о семейных ценностях! Когда-нибудь снимут гораздо реалистичнее и трагичнее, и дай вам бог выдержать это.

А разгадка феномена Queen, как водится, проста: такой человек, как Фредди Меркьюри, не мог чувствовать себя свободным в Великобритании 70-х годов. Посредством своего творчества хитрец создал некую питательную среду, в которой мог жить по-настоящему и вести себя как угодно. Парадокс в том, что у нашего героя не было сценического образа, понимаете? Фредди на сцене — единственный настоящий Фредди. Свободный от комплексов из-за национальности, внешности и сексуальной ориентации, любящий весь мир и любимый всем миром. В тот день, когда каждый человек сможет так раскрыться, планета либо погибнет, либо расцветёт подобно розе.

 
 
Источник: kg-portal.ru

02 Ноября 2018 Елена_Самойлова 0
Система Orphus Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите CTRL+Enter



  Теги: Богемская рапсодия
  Просмотров: 71


Добавить комментарий: