Рецензия на фильм «Квадрат»

Квадрат В центре Стокгольма открывается новейший музей современного искусства. Здесь выставлены работы самых передовых и авангардных художников, но почему-то залы пустуют — почти никто не приходит на них любоваться. Полна противоречий и жизнь педантичного куратора музея Кристиана (Клас Банг).

Он безупречно ведет себя на людях, заботится об экологии, садясь за руль электрокара, и очень хочет быть полезным и нужным, в частности своим двум дочерям. Всеми способами куратор старается сделать выставке хороший пиар: дает интервью, заказывает вирусную рекламу у молодых маркетологов, собирает влиятельных гостей на открытие. Но сам Кристиан не слишком-то понимает и верит в то, что продает. Однажды «идеальная» жизнь мужчины дает трещину, когда средь бела дня он становится жертвой хитроумного ограбления. Потеря новейшего смартфона и бумажника не слишком огорчает успешного куратора, но чисто ради забавы, он решает разложить записки с угрозами в почтовые ящики многоквартирного дома, где-то в неблагополучном районе столицы. В одной из квартир, по его мнению, должен обитать преступник. Однако последствия невинной шалости разрушат благополучие Кристиана до основания.

Шведский режиссер Рубен Эстлунд не первый раз едко насмехается над нынешним обществом. В предыдущей его картине «Форс-мажор», главный герой неожиданно встал перед сложнейшим в своей жизни выбором: спасти семью или свой айфон. В «Квадрате» швед вновь расчесал болячки европейской цивилизации, да так сильно, что заслужил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

На протяжении всего фильма Кристиан и окружающие его персонажи, будь то богемные художники и кураторы или бездомные на улице, ищут друг в друге простейшую вещь — понимание. Но проживая в одном городе, жители говорят на разных языках, и часто, как об стенку горох, бьются, чтобы донести слушателю свои чувства и мысли. Перескакивая с одной сцены на другую, «Квадрат» неспешно рисует панораму социального неравенства, проявляющегося на самом бытовом уровне — общении. Вследствие чего возникает немало забавных и абсурдных сцен, в духе то ли земляка Эстлунда Роя Андерссона, то ли Луиса Бунюэля.

Объектом насмешек становится, прежде всего, современное искусство: на интеллектуальной встрече с известным художником, кто-то из зала осыпает матом всех присутствующих, одну из инсталляций ненароком подметает уборщик, перепутав произведение с налетом пыли, а посетителей открытия выставки гораздо больше заботит последующий фуршет, нежели социальная проблематика работ передовых художников. Впрочем, Эстлунд вовсе не глумится над contemporary art, а ищет ответ, почему же у него не осталось зрителей.

По мнению шведа, нынешняя богема живет утопиями, воплощенными в фильме в образе пустого квадрата, в котором каждый из нас может жить рука об руку и где ничьи чувства не будут оскорблены. И бросая своих героев в пучину абсурда, Эстлунд проверяет на прочность их убеждения, толерантность, прогрессивность. На примере современного искусства «Квадрат» констатирует в какие дебри противоречий попало европейское общество, а также то, что сегодня скрыть свою ответственность за равносторонним квадратом просто не получится. Выводы режиссер делает неутешительные, и, несмотря на хулиганское настроение, кино у него вышло глубоко пессимистичное.

«Квадрат» не представляет собой нечто радикально новое, и подобно одной из его инсталляций, нередко качается из стороны в сторону, то вызывая смех, то попросту раздражая. Чего Эстлунду явно не хватило, так это смелости пойти чуть дальше. Подражая центральному персонажу фильма — русскому художнику в образе дикой обезьяны на светском банкете — «Квадрат» должен был вскочить на колени зрителю и зарычать ему прямо в лицо. Но швед пошел другим путем и с интеллигентным видом показал обществу кукиш.

 
 
Источник: kinomania.ru

08 Сентябрь 2017 Елена_Самойлова 0
Система Orphus Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите CTRL+Enter



  Теги: Квадрат
  Просмотров: 29


Добавить комментарий: