Главная » Обзоры фильмов » Российские фильмы

Обзоры фильмов


Рецензия на фильм «Гоголь. Вий»

Гоголь. Вий Не тиха диканьская ночь: то праздники, то паранормальные явления, то убийства — а то и всё сразу. Зачем ограничиваться чем-то одним? Авторы «Гоголя» ратуют за разнообразие, воинственно потрясая поварёшкой, которой они разливают в зрительские тарелки своё ирландское рагу.

Формально фильм состоит из двух глав (эпизодов будущего сериала) с книжными названиями — «Заколдованное место» и «Вий». Однако на самом деле в нём смешано ощутимо больше повестей писателя, хотя бы на уровне отсылок: галушки летают, клады манят, утопленницы шалят. Конкуренция настолько сильна, что исходный сюжет «Заколдованного места» оказался вовсе вытеснен.

Классическое разбавляется самостоятельно придуманным и по-сорочьи утащенным. Сценаристы продолжают сквозную линию с чёрным всадником и любовным многоугольником, а заодно черпают вдохновение то там, то сям. Хочется им, чтобы у них экзорцист этаким ассасином по стенам бегал? Отчего б не покуражиться. Хочется CG-дьябл или иной монструозной нечисти? Ну, тут сам бог велел. Хочется запустить руки в старые сказки? Да кто ж им запретит.

Не факт, что загребущие руки сценаристов дотянулись конкретно до братьев Гримм, однако погружение (местами — буквальное) в прошлое Гоголя крепко напоминает сказку «Смерть и её крестник». Здешний доктор Бомгарт с профессиональным оптимизмом говорит, мол, рано или поздно за каждым придёт безносая старуха с косой, — эй, что за эйджизм и сексизм? С немецкой точки зрения Смерть мужского пола — и в фильме как раз есть подходящий кандидат. Ну или он приносящий удачу сифилитик, тоже вариант.

Да-да, на экваторе — втором фильме из трёх — дело наконец дошло до предыстории. Причём не только для титульного героя — мы узнаём больше про доброго доктора. Те персонажи, которым экскурса в прошлое не досталось, тоже становятся всё объёмнее и симпатичнее — даже те, с которыми Гоголь периодически бодается, например уездный следователь Бинх (на чьём счету вдобавок одна из лучших шуток фильма — про закон) или утопленница Оксана. Собственно, из-за чего вдруг Гоголь ругается на свою потустороннюю помощницу? Из-за того что она в него влюблена — не фантастика и не парадокс, а правда жизни. Точнее, из-за некоторых поступков влюблённой женщины — на редкость реалистичной при всей своей фантастичности.

Да и персонажи-новички вызывают интерес — особенно во второй части. Плюс радует качество фильма в целом: «Вий» менее клиповый и более масштабный, чем «Начало». Прибавилось экшена и убийств — и даже ведьмовской облик улучшился: остались в прошлом жёлтые линзы и грим а-ля комната страха, от вида новой пособницы тёмных сил можно поседеть не на вторую ночь, а гораздо быстрее.

Зато чего стало меньше, так это шуток и обнажёнки. В отличие от «Начала», у «Вия» не две прокатные версии (16+ и 18+), а одна — та, что поскромнее.

Сценаристы нащупали удачную пропорцию детектива, юмора, хоррора, романтики, национального колорита и литературной классики: местами тут потешное oй-гой, дриці-дриці, а местами вполне мурашкогенерирующий ужастик. В придачу додумались-таки использовать пугающий эффект неизвестности, поэтому Вий не выпрыгивает сразу нелепой куклой, актёром в костюме или вовсе пошлым скримером, а приближается постепенно, нагнетая напряжение. Хорошо и то, что когда Вия всё-таки показывают, он выглядит неожиданно: не как у Гоголя (приземистый, косолапый, с жилистыми железными руками и железным же лицом), не как в советской экранизации полувековой давности (которая, к слову, была не первой, а четвёртой: впервые «Вия» перенесли на экран ещё в 1909 году), а совсем иначе.

«Гоголь» вообще умеет складывать кукиш зрительским догадкам и ожиданиям: да, какие-то элементы первоисточника сохраняются — но они выкручиваются и перемешиваются так, что писатель родной не узнает. К триквелу переброшены многообещающие мостки, например характеристика, которой одна героиня наградила дочь Вакулы, — но это ружьё может не выстрелить или трансфигурироваться в невесть что. Не впервой — чего только стоил фортель с Гуро из первой части. Подобные финты ушами испытывают зрительское терпение — зато усиливают интерес к продолжению. Они вызывают смесь слабого раздражения с сильным уважением: ай да авторы, ай да шельмецы!

Фантазия не изменяет здешним придумщикам и в технических моментах: казалось бы, подводный мир логично снимать под водой — ан нет, они сняли его в воздухе, причём весьма эффектно.

А по соседству со свежими изобретениями притулилось взаправдашнее наследие веков: знаете ли вы, зачем девушке сжигать простынь? Фильм расскажет.

Артхаусности и исторической достоверности сюда по-прежнему не завозят. Зато поставки развлекательности бесперебойные. «Гоголь» продолжает играть на поле «Сонной лощины», «Ван Хельсинга», «Охотников на ведьм» — к счастью, не «Последнего охотника на ведьм». И за этого игрока как минимум не стыдно.

Окей, «Гоголь», когда же развязка? Видимо, в конце лета: «Гоголь. Страшная месть» выйдет в августе, спустя год после «Начала». Сперва планировалось выпустить четыре фильма с полуторамесячным интервалом между ними, но по ходу дела произошла перекалибровка графика. Две серии, которые сосредоточены не на сквозном сюжете, а на своём локальном, вообще выпали из кинопланов: они будут показаны только на телевидении. С одной стороны, эксперимент с кучными релизами накрылся медным тазом; с другой, у зрителей есть время соскучиться. А к этому неканоничному, но задорному франчайзу немудрено привязаться — и даже посоветовать кому-то: «Иди-ка ты, братец, на „Вий“». Тот случай, когда посыл на три буквы наделён хорошим смыслом.

 
 
Источник: kg-portal.ru

04 Апреля 2018
0


Рецензия на фильм «Каникулы президента»

Каникулы президента Президент России решает отдохнуть в Крыму. Правительство пытается придумать план, по которому это можно было бы осуществить. Поэтому воспользовавшись методом «Мисс конгениальности» они подбирают президенту маску, благодаря которой он может незаметно недельку отдохнуть. Но в тот же санаторий под названием «Золотой колос» направляется один в один похожий на новый образ президента неприятный тип Валера, прячущийся от коллекторов. Их, конечно, путают, поэтому маргинал получает все, а президенту приходится отправиться в путешествие с учительницей, которая решает поехать в отпуск на машине. Так что один становится «языком» народа, каждое слово которого записывают и тут же применяют, а второй своими силами старается помочь всем, постоянно натыкаясь на нелюбовь и осуждение правительства.

Илья Шерстобитов своими «Каникулами президента» довольно внушительно дебютировал в режиссуре. Не считая необъяснимых комикс-вставок, которые были жизненно необходимы в «Скотте Пилигриме против всех» Эдгара Райта, а здесь выглядят чем-то совершенно надуманным. Сценаристы пошли по пути Романа Каримова и каждого из своих героев снабдили не только историей, но и диалогами, многие из которых после проката просто обязаны разойтись на цитаты. Авторы проходятся по Сергею Берзукову, футболу, медицине и другим проблемам, которые давно прижились в России.

Любимец режиссеров авторского кино - Ивана Вырыпаева («Кислород» и «Эйфория») и Александра Касаткина («Слушая тишину» и «Дочь») - оператор Андрей Найденов снял красивую и знакомую страну Россию. Герои совершают целое путешествие по трассе М-4, во время которого зрители увидят лишь часть нашей необъятной Родины, а финалом станет Крым, такой манящий и солнечный, особенно учитывая то, что зима все никак не хочет уходить. Композитор Владимир Подгорецкий собрал для «Каникул президента» по-настоящему народный саундтрек. Чего здесь только нет - любые жанры и мелодии, которые понравятся даже самому взыскательному зрителю. Музыкальный винегрет из «Ленинграда», кавера на песню Бон Джови «It’s my life» и даже Рихарда Вагнера, безусловно, удался. И, чтобы совсем уже удивить зрителей, авторы даже нашли здесь место для стиха, который проговаривал Данила Багров в «Брате 2».

За узнаваемость в «Каникулах президента» отвечают: эпизодические Гоша Куценко, Дмитрий Дибров и Роман Попов, он же Мухич из «Полицейского с Рублевки». В крошечных эпизодах появляются Александр Самойленко («Салют 7») и Роза Хаируллина («Ольга»), которых всегда приятно видеть. Настасья Самбурская здесь выглядит гораздо увереннее, чем в аналогичных «Женщинах против мужчин», а Анна Цуканова-Котт создала образ простоватой, но душевной девушки, который, к слову, ей очень к лицу. Евгений Сидихин вернулся с «Каникулами президента» в большое кино, а режиссер «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» Кирилл Васильев напомнил зрителям, что он еще и неплохой актер.

Картина «Каникулы президента» - комедия с глубокими корнями в наше советское прошлое. Леонид Гайдай здесь присутствует как в сценарии, так и в большинстве эпизодов, связанных с юмором. Фильм получился беззлобным, всегда актуальным, пока у нас с дорогами и дураками проблемы не уйдут, а главное - без пошлости, которой и в реальной жизни предостаточно. Авторы затронули самую больную тему – отпуск, в который всегда хочется, но так сложно выбраться, а накопить на него практически нереально. Зато посмотреть в кино, как другие проводят время у моря, можно по цене билета. А если герои и история понравятся, то можно остаться на финальные титры, где авторы рассказывают про то, что с героями произошло после событий «Каникул президента».

 
 
Источник: kinoafisha.info

30 Марта 2018
0


Рецензия на фильм «Жили-были»

Жили-были Живут себе в деревне Чудиновка четверо: вдовец, старый холостяк и семейная пара. Все примерно одного возраста – за шестьдесят. Затем остаются и вовсе трое: в алкогольном угаре муж лезет в электрический щиток и получает смертельный удар током. Такова невеселая завязка “деревенской” комедии Эдуарда Парри, показанной зрителю на фестивале “Окно в Европу".

Что будет дальше, ясно едва ли не с первых минут – классическое соперничество за прекрасную даму. Но позволить героям просто воевать за ее сердце авторам показалось скучноватым, и они добавили сюда тему земли русской. Поэтому двое старых друзей Алексей и Григорий (и примкнувшая к ним Татьяна) – как бы еще и последние из Могикан – изо всех сил держатся за свое хозяйство и упрямо не желают переезжать в город. Хотя вроде и родственники зовут, и шофер, что завозит продукты, возмущается – ездить далеко. Словом, вполне шукшинский мотив.

Сама по себе история достаточно простенькая, поэтому Эдуард Парри совершенно правильно заручился поддержкой талантливого актерского трио – Ирины Розановой (Татьяна), Романа Мадянова (Григорий) и Федора Добронравова (Алексей). История в их исполнении выглядит более чем прилично – а ведь по сути, она не что иное как набор этюдов на фоне деревни. Правда, этюдов занятных – тут вам и вечно удирающая от хозяина Гришки коза, и незамысловатые вечерние песни-пляски с разговорами по душам, и сакральный ритуал лишения жизни поросенка, и попытки поставить ветряную мельницу. И между всем этим, конечно, – конкуренция за единственную женщину. Конкуренция, впрочем, яростная лишь номинально, а на деле беззлобная, ведь мужики знают друг друга с незапамятных времен и понятно, что хрестоматийное “победила дружба” – вопрос только времени.

И все же симпатичная вроде бы мысль, тем не менее, значительно подпорчена слишком навязчивым контекстом не то чтобы славянофильства, но почвенничества уж точно. Так, с самого начала двумя друзьями овладевает идея объединить их огороды во что-то вроде колхоза. Ближе к концу идея крепнет и становится ясно, что колхоз, скорее всего, случится. Но если по ходу действия этот практичный вообще, но странный драматургически вопрос снимается актерской игрой, то потом туман рассеивается и приходит мысль и забавная, и грустная: фильм со своей тематикой припозднился примерно на несколько десятков лет. Как и посыл “вместе веселее”, который лезет чуть не из каждого кадра и в таком количестве не нужен никакой картине. Но некоторого удовольствия при просмотре и гордости за артистов это не отменяет: они, кажется, способны сыграть вообще любую роль, даже фактически лубочную.

 
Источник: kinoafisha.info

16 Марта 2018
0


Рецензия на фильм «Довлатов»

Довлатов Байопики бывают двух типов. Одни «галопом по Европам» охватывают всю жизнь героя, другие же сосредотачиваются на коротком временном отрезке, который авторам кажется наиболее выразительным или интересным. Новая лента Алексея Германа-младшего («Бумажный солдат», «Под электрическими облаками») принадлежит к байопикам второго рода. «Довлатов» отображает предпраздничную ноябрьскую неделю 1971 года и лишь намекает на предшествующую и последующую жизнь знаменитого писателя – будущего мэтра русской эмиграции.

«Довлатов», однако, снят с иной целью. Он показывает не внутреннюю эволюцию героя (Довлатов лишь немного меняется по ходу повествования), а застойный климат культурного Ленинграда 1970-х – заморозки после «оттепели». В фильме Германа Довлатов олицетворяет разочарованное поколение новых «лишних людей», которые обнаружили, что их знания, их способности, их авторские голоса не нужны чиновникам от культуры. Все в один голос твердят Довлатову, что он талант и даже гений, но то, что он пишет, для публикации не годится. Чиновникам нужен «позитив», а когда Довлатов сочиняет искренне или пишет о том, что видел своими глазами, то позитив не получается. Как позитивно описать найденные в закоулке метро останки детей, заваленных при взрыве во время войны?

В том же положении Бродский (Артур Бесчастный) и прочие – те, кто все же смог прославиться, и те, кто умер безвестным. Поэтому они либо через силу выполняют поденную творческую работу (Довлатов служит в заводской газете, Бродский занимается кинопереводами), либо, как невостребованный художник в исполнении Данилы Козловского, фарцуют запретными западными товарами и книгами. А еще они пьют, жалуются друг другу на жизнь, ерничают, тусуются на квартирах и в легендарном кафе «Сайгон», читают стихи, снова пьют… И поговаривают об эмиграции. Не потому, что «там» обязательно будет лучше, а потому, что «там» может быть хоть немного иначе. Это не антисоветчина, не принципиальное противостояние с режимом. Наоборот, это режим выпихивает из страны тех, кого сам же создал, дав молодежи образование, стремление к вершинам искусства и революционную бескомпромиссность.

Вполне очевидно, почему Герман снял такое кино именно сейчас, и режиссер не скрывает, что жизнь Довлатова в начале 1970-х – прозрачный намек на нынешнее положение дел в России, когда широко востребован позитив фильмов типа «Движения вверх», а прежде обласканные «непозитивные» творцы вроде Кирилла Серебренникова чувствуют холодное дыхание заморозков. Конечно, в советское время «Довлатов» не был бы снят, а сейчас его поддерживают Минкульт и Фонд кино, и это очень важное различие, которое Герман признает. Но и написать, что режиссер от страха дует на воду, рука не поднимается. Перемены в самом деле идут, и они заслуживают осмысления и художественного, метафорического отображения. В том числе через обращение к ситуациям из недавнего прошлого.

Суть «Довлатова» диктует особенности повествования. Застойность происходящего подчеркивается отсутствием стержневого сюжета. Вместо движения из точки А в точку Б фильм изображает бег на месте, череду ситуаций, происшествий и разговоров. Некоторые из них печальны и даже трагичны, некоторые – комичны и гротескны, и Герман часто позволяет герою продемонстрировать едкий юмор, которым Довлатов более всего известен. Но даже в самых смешных шутках ленты чувствуется грусть и подступающее к горлу отчаяние. Хотя герой еще надеется, что его начнут публиковать, это душевная инерция, а не искренняя вера в то, что дела могут наладиться. Из-за отсутствия сюжетного драйва смотрится картина тягомотно, однако это позволяет прочувствовать состояние главного героя.

«Довлатов» – портрет художника на фоне эпохи, и эпоха у Германа изображена выпукло и густо, с множеством полузабытых ныне нюансов. Можно спорить о точности деталей и правдоподобии ситуаций, но вряд ли стоит этим заниматься, поскольку фильм на абсолютную реалистичность не претендует. Скорее это отображение ощущения от того времени, которое было у людей определенного круга.

Прежде неизвестный у нас сербский актер Милан Марич в главной роли – открытие фильма, и мы, вероятно, еще увидим его в отечественном кино. Реальный Довлатов был побрутальнее, с более низким голосом, но у Марича превосходно получился «идеализированный Довлатов» – мужественный черноволосый красавец с проницательным взглядом, норовистым характером и артистичной душой. Он интеллектуален, но не мягок, и он из тех редких писателей, кто нравится женщинам, даже если они не знают, кто он такой (Довлатову приписывали сотни романов). Другие актеры в фильме подобраны так, что Марич всегда выделяется на их фоне, и его персонаж даже среди «своих» кажется чужаком. Впрочем, каждый из актеров внешне примечателен, и о каждом из прототипов второстепенных героев можно было бы снять аналогичную ленту. СССР стал не отцом, а отчимом для многих творцов.

 
 
Источник: film.ru

02 Марта 2018
0


Рецензия на фильм «Купи меня»

Купи меня Родившийся в Киеве американский режиссер Вадим Перельман мощно дебютировал в большом кино в 2003 году. Его драма «Дом из песка и тумана» была номинирована на три «Оскара». Казалось, что карьера постановщика состоялась. Однако следующий голливудский фильм Перельмана «Мгновения жизни» получился куда менее удачным, и с тех пор режиссер работает в России, хотя и продолжает жить в США. Он поставил сериалы «Пепел» и «Измены», принял участие в работе над «Елками 5», а теперь экранизировал дебютный киносценарий Дарьи Грацевич – сценаристки «Измен», которая ранее работала над ситкомами «Универ», «Интерны», «Счастливы вместе».

Что же такое «Купи меня»? Одним словом не ответить. Проще всего сказать, что это женская вариация на тему «Духless» – то есть нарочито вызывающая история о сексапильных девушках низкой социальной ответственности, которые грудью прокладывают дорогу в мир шикарных платьев, роскошных машин, кокаина и прочих прелестей, которые героиням могут обеспечить состоятельные мужчины. Понятно, женатые на других женщинах. Ведь, как замечает одна из девушек, «мужчина как унитаз – либо занят, либо полон дерьма». А так как копаться в дерьме героиням не хочется, то приходится иметь дело с немолодыми «женатиками».

Большая часть «Купи меня» сочинена и поставлена как циничная и ироничная комедия. Вырвавшаяся из-под материнской опеки «филологиня» ведет себя как бесстрашная оторва (в тихом омуте черти водятся!), и ее подругам остается лишь удивляться, как далеко Катя заходит. Впрочем, они не слишком от нее отстают. Все это сопровождается эротическими моментами и порой некомфортными для мужчин женскими шутками, причем юмора в фильме больше, чем секса. Чувствуется, что сценаристка набила руку на ситкомах, хотя в «Купи меня» приколы откровеннее, чем в телесериалах.

Особой зрительской симпатии героини не завоевывают, но они в этом и не нуждаются, поскольку фильм смотришь, чтобы узнать, что еще девушки выкинут и как еще они пошутят. Есть в картине и драматическая составляющая, но на нее не обращаешь особого внимания, пока в кульминации она не выходит на первый план и не превращает фильм из комедии в трагедию. Сюжетом это вполне обосновано, но «не работает», потому что трудно начать всерьез относиться к тому, что полтора часа воспринималось с иронией. Так что вместо эмоциональной реакции в финале пожимаешь плечами и констатируешь, что ночным бабочкам не стоит играть с открытым огнем.

Еще одна проблема ленты – отсутствие динамичного сюжета. Катя ничего определенного не добивается и ни в чем особенно не нуждается. Она просто ищет приключения на разные части тела и с восторгом и интересом принимает почти все, что с ней происходит. Девушка ни к чему не стремится, и это лишает ее историю драйва. К счастью, картина достаточно насыщена событиями, чтобы зрители не заскучали. Но вибратор в кадре – не замена сюжетному стержню.

Зато стоит отметить завораживающую музыку фильма и комедийный талант Светланы Устиновой. Она, правда, была посмешнее в прошлогоднем «Блокбастере». Но и в «Купи меня» актриса очень забавно смотрится в роли «секси-куклы» со скромным числом извилин. Хлынина и Адамович на ее фоне проигрывают, хотя и несущественно для сути картины.

 
 
Источник: film.ru

02 Марта 2018
0


1-5 6-10 ... 121-125 126-130 131-135 136-140 141-145 ... 176-180 181-183