Обзоры фильмов
Рецензия на фильм «Гоголь. Вий» |
Не тиха диканьская ночь: то праздники, то паранормальные явления, то убийства — а то и всё сразу. Зачем ограничиваться чем-то одним? Авторы «Гоголя» ратуют за разнообразие, воинственно потрясая поварёшкой, которой они разливают в зрительские тарелки своё ирландское рагу.
Формально фильм состоит из двух глав (эпизодов будущего сериала) с книжными названиями — «Заколдованное место» и «Вий». Однако на самом деле в нём смешано ощутимо больше повестей писателя, хотя бы на уровне отсылок: галушки летают, клады манят, утопленницы шалят. Конкуренция настолько сильна, что исходный сюжет «Заколдованного места» оказался вовсе вытеснен. Классическое разбавляется самостоятельно придуманным и по-сорочьи утащенным. Сценаристы продолжают сквозную линию с чёрным всадником и любовным многоугольником, а заодно черпают вдохновение то там, то сям. Хочется им, чтобы у них экзорцист этаким ассасином по стенам бегал? Отчего б не покуражиться. Хочется CG-дьябл или иной монструозной нечисти? Ну, тут сам бог велел. Хочется запустить руки в старые сказки? Да кто ж им запретит. Не факт, что загребущие руки сценаристов дотянулись конкретно до братьев Гримм, однако погружение (местами — буквальное) в прошлое Гоголя крепко напоминает сказку «Смерть и её крестник». Здешний доктор Бомгарт с профессиональным оптимизмом говорит, мол, рано или поздно за каждым придёт безносая старуха с косой, — эй, что за эйджизм и сексизм? С немецкой точки зрения Смерть мужского пола — и в фильме как раз есть подходящий кандидат. Ну или он приносящий удачу сифилитик, тоже вариант. Да-да, на экваторе — втором фильме из трёх — дело наконец дошло до предыстории. Причём не только для титульного героя — мы узнаём больше про доброго доктора. Те персонажи, которым экскурса в прошлое не досталось, тоже становятся всё объёмнее и симпатичнее — даже те, с которыми Гоголь периодически бодается, например уездный следователь Бинх (на чьём счету вдобавок одна из лучших шуток фильма — про закон) или утопленница Оксана. Собственно, из-за чего вдруг Гоголь ругается на свою потустороннюю помощницу? Из-за того что она в него влюблена — не фантастика и не парадокс, а правда жизни. Точнее, из-за некоторых поступков влюблённой женщины — на редкость реалистичной при всей своей фантастичности. Да и персонажи-новички вызывают интерес — особенно во второй части. Плюс радует качество фильма в целом: «Вий» менее клиповый и более масштабный, чем «Начало». Прибавилось экшена и убийств — и даже ведьмовской облик улучшился: остались в прошлом жёлтые линзы и грим а-ля комната страха, от вида новой пособницы тёмных сил можно поседеть не на вторую ночь, а гораздо быстрее. Зато чего стало меньше, так это шуток и обнажёнки. В отличие от «Начала», у «Вия» не две прокатные версии (16+ и 18+), а одна — та, что поскромнее. Сценаристы нащупали удачную пропорцию детектива, юмора, хоррора, романтики, национального колорита и литературной классики: местами тут потешное oй-гой, дриці-дриці, а местами вполне мурашкогенерирующий ужастик. В придачу додумались-таки использовать пугающий эффект неизвестности, поэтому Вий не выпрыгивает сразу нелепой куклой, актёром в костюме или вовсе пошлым скримером, а приближается постепенно, нагнетая напряжение. Хорошо и то, что когда Вия всё-таки показывают, он выглядит неожиданно: не как у Гоголя (приземистый, косолапый, с жилистыми железными руками и железным же лицом), не как в советской экранизации полувековой давности (которая, к слову, была не первой, а четвёртой: впервые «Вия» перенесли на экран ещё в 1909 году), а совсем иначе. «Гоголь» вообще умеет складывать кукиш зрительским догадкам и ожиданиям: да, какие-то элементы первоисточника сохраняются — но они выкручиваются и перемешиваются так, что писатель родной не узнает. К триквелу переброшены многообещающие мостки, например характеристика, которой одна героиня наградила дочь Вакулы, — но это ружьё может не выстрелить или трансфигурироваться в невесть что. Не впервой — чего только стоил фортель с Гуро из первой части. Подобные финты ушами испытывают зрительское терпение — зато усиливают интерес к продолжению. Они вызывают смесь слабого раздражения с сильным уважением: ай да авторы, ай да шельмецы! Фантазия не изменяет здешним придумщикам и в технических моментах: казалось бы, подводный мир логично снимать под водой — ан нет, они сняли его в воздухе, причём весьма эффектно. А по соседству со свежими изобретениями притулилось взаправдашнее наследие веков: знаете ли вы, зачем девушке сжигать простынь? Фильм расскажет. Артхаусности и исторической достоверности сюда по-прежнему не завозят. Зато поставки развлекательности бесперебойные. «Гоголь» продолжает играть на поле «Сонной лощины», «Ван Хельсинга», «Охотников на ведьм» — к счастью, не «Последнего охотника на ведьм». И за этого игрока как минимум не стыдно. Окей, «Гоголь», когда же развязка? Видимо, в конце лета: «Гоголь. Страшная месть» выйдет в августе, спустя год после «Начала». Сперва планировалось выпустить четыре фильма с полуторамесячным интервалом между ними, но по ходу дела произошла перекалибровка графика. Две серии, которые сосредоточены не на сквозном сюжете, а на своём локальном, вообще выпали из кинопланов: они будут показаны только на телевидении. С одной стороны, эксперимент с кучными релизами накрылся медным тазом; с другой, у зрителей есть время соскучиться. А к этому неканоничному, но задорному франчайзу немудрено привязаться — и даже посоветовать кому-то: «Иди-ка ты, братец, на „Вий“». Тот случай, когда посыл на три буквы наделён хорошим смыслом. Источник: kg-portal.ru
|
04 Апреля 2018 0
Рецензия на фильм «Каникулы президента» |
Президент России решает отдохнуть в Крыму. Правительство пытается придумать план, по которому это можно было бы осуществить. Поэтому воспользовавшись методом «Мисс конгениальности» они подбирают президенту маску, благодаря которой он может незаметно недельку отдохнуть. Но в тот же санаторий под названием «Золотой колос» направляется один в один похожий на новый образ президента неприятный тип Валера, прячущийся от коллекторов. Их, конечно, путают, поэтому маргинал получает все, а президенту приходится отправиться в путешествие с учительницей, которая решает поехать в отпуск на машине. Так что один становится «языком» народа, каждое слово которого записывают и тут же применяют, а второй своими силами старается помочь всем, постоянно натыкаясь на нелюбовь и осуждение правительства.
Илья Шерстобитов своими «Каникулами президента» довольно внушительно дебютировал в режиссуре. Не считая необъяснимых комикс-вставок, которые были жизненно необходимы в «Скотте Пилигриме против всех» Эдгара Райта, а здесь выглядят чем-то совершенно надуманным. Сценаристы пошли по пути Романа Каримова и каждого из своих героев снабдили не только историей, но и диалогами, многие из которых после проката просто обязаны разойтись на цитаты. Авторы проходятся по Сергею Берзукову, футболу, медицине и другим проблемам, которые давно прижились в России. Любимец режиссеров авторского кино - Ивана Вырыпаева («Кислород» и «Эйфория») и Александра Касаткина («Слушая тишину» и «Дочь») - оператор Андрей Найденов снял красивую и знакомую страну Россию. Герои совершают целое путешествие по трассе М-4, во время которого зрители увидят лишь часть нашей необъятной Родины, а финалом станет Крым, такой манящий и солнечный, особенно учитывая то, что зима все никак не хочет уходить. Композитор Владимир Подгорецкий собрал для «Каникул президента» по-настоящему народный саундтрек. Чего здесь только нет - любые жанры и мелодии, которые понравятся даже самому взыскательному зрителю. Музыкальный винегрет из «Ленинграда», кавера на песню Бон Джови «It’s my life» и даже Рихарда Вагнера, безусловно, удался. И, чтобы совсем уже удивить зрителей, авторы даже нашли здесь место для стиха, который проговаривал Данила Багров в «Брате 2». За узнаваемость в «Каникулах президента» отвечают: эпизодические Гоша Куценко, Дмитрий Дибров и Роман Попов, он же Мухич из «Полицейского с Рублевки». В крошечных эпизодах появляются Александр Самойленко («Салют 7») и Роза Хаируллина («Ольга»), которых всегда приятно видеть. Настасья Самбурская здесь выглядит гораздо увереннее, чем в аналогичных «Женщинах против мужчин», а Анна Цуканова-Котт создала образ простоватой, но душевной девушки, который, к слову, ей очень к лицу. Евгений Сидихин вернулся с «Каникулами президента» в большое кино, а режиссер «Ну, здравствуй, Оксана Соколова» Кирилл Васильев напомнил зрителям, что он еще и неплохой актер. Картина «Каникулы президента» - комедия с глубокими корнями в наше советское прошлое. Леонид Гайдай здесь присутствует как в сценарии, так и в большинстве эпизодов, связанных с юмором. Фильм получился беззлобным, всегда актуальным, пока у нас с дорогами и дураками проблемы не уйдут, а главное - без пошлости, которой и в реальной жизни предостаточно. Авторы затронули самую больную тему – отпуск, в который всегда хочется, но так сложно выбраться, а накопить на него практически нереально. Зато посмотреть в кино, как другие проводят время у моря, можно по цене билета. А если герои и история понравятся, то можно остаться на финальные титры, где авторы рассказывают про то, что с героями произошло после событий «Каникул президента». Источник: kinoafisha.info
|
30 Марта 2018 0
Рецензия на фильм «Жили-были» |
Живут себе в деревне Чудиновка четверо: вдовец, старый холостяк и семейная пара. Все примерно одного возраста – за шестьдесят. Затем остаются и вовсе трое: в алкогольном угаре муж лезет в электрический щиток и получает смертельный удар током. Такова невеселая завязка “деревенской” комедии Эдуарда Парри, показанной зрителю на фестивале “Окно в Европу".
Что будет дальше, ясно едва ли не с первых минут – классическое соперничество за прекрасную даму. Но позволить героям просто воевать за ее сердце авторам показалось скучноватым, и они добавили сюда тему земли русской. Поэтому двое старых друзей Алексей и Григорий (и примкнувшая к ним Татьяна) – как бы еще и последние из Могикан – изо всех сил держатся за свое хозяйство и упрямо не желают переезжать в город. Хотя вроде и родственники зовут, и шофер, что завозит продукты, возмущается – ездить далеко. Словом, вполне шукшинский мотив. Сама по себе история достаточно простенькая, поэтому Эдуард Парри совершенно правильно заручился поддержкой талантливого актерского трио – Ирины Розановой (Татьяна), Романа Мадянова (Григорий) и Федора Добронравова (Алексей). История в их исполнении выглядит более чем прилично – а ведь по сути, она не что иное как набор этюдов на фоне деревни. Правда, этюдов занятных – тут вам и вечно удирающая от хозяина Гришки коза, и незамысловатые вечерние песни-пляски с разговорами по душам, и сакральный ритуал лишения жизни поросенка, и попытки поставить ветряную мельницу. И между всем этим, конечно, – конкуренция за единственную женщину. Конкуренция, впрочем, яростная лишь номинально, а на деле беззлобная, ведь мужики знают друг друга с незапамятных времен и понятно, что хрестоматийное “победила дружба” – вопрос только времени. И все же симпатичная вроде бы мысль, тем не менее, значительно подпорчена слишком навязчивым контекстом не то чтобы славянофильства, но почвенничества уж точно. Так, с самого начала двумя друзьями овладевает идея объединить их огороды во что-то вроде колхоза. Ближе к концу идея крепнет и становится ясно, что колхоз, скорее всего, случится. Но если по ходу действия этот практичный вообще, но странный драматургически вопрос снимается актерской игрой, то потом туман рассеивается и приходит мысль и забавная, и грустная: фильм со своей тематикой припозднился примерно на несколько десятков лет. Как и посыл “вместе веселее”, который лезет чуть не из каждого кадра и в таком количестве не нужен никакой картине. Но некоторого удовольствия при просмотре и гордости за артистов это не отменяет: они, кажется, способны сыграть вообще любую роль, даже фактически лубочную. Источник: kinoafisha.info
|
16 Марта 2018 0
Рецензия на фильм «Довлатов» |
Байопики бывают двух типов. Одни «галопом по Европам» охватывают всю жизнь героя, другие же сосредотачиваются на коротком временном отрезке, который авторам кажется наиболее выразительным или интересным. Новая лента Алексея Германа-младшего («Бумажный солдат», «Под электрическими облаками») принадлежит к байопикам второго рода. «Довлатов» отображает предпраздничную ноябрьскую неделю 1971 года и лишь намекает на предшествующую и последующую жизнь знаменитого писателя – будущего мэтра русской эмиграции.
«Довлатов», однако, снят с иной целью. Он показывает не внутреннюю эволюцию героя (Довлатов лишь немного меняется по ходу повествования), а застойный климат культурного Ленинграда 1970-х – заморозки после «оттепели». В фильме Германа Довлатов олицетворяет разочарованное поколение новых «лишних людей», которые обнаружили, что их знания, их способности, их авторские голоса не нужны чиновникам от культуры. Все в один голос твердят Довлатову, что он талант и даже гений, но то, что он пишет, для публикации не годится. Чиновникам нужен «позитив», а когда Довлатов сочиняет искренне или пишет о том, что видел своими глазами, то позитив не получается. Как позитивно описать найденные в закоулке метро останки детей, заваленных при взрыве во время войны? В том же положении Бродский (Артур Бесчастный) и прочие – те, кто все же смог прославиться, и те, кто умер безвестным. Поэтому они либо через силу выполняют поденную творческую работу (Довлатов служит в заводской газете, Бродский занимается кинопереводами), либо, как невостребованный художник в исполнении Данилы Козловского, фарцуют запретными западными товарами и книгами. А еще они пьют, жалуются друг другу на жизнь, ерничают, тусуются на квартирах и в легендарном кафе «Сайгон», читают стихи, снова пьют… И поговаривают об эмиграции. Не потому, что «там» обязательно будет лучше, а потому, что «там» может быть хоть немного иначе. Это не антисоветчина, не принципиальное противостояние с режимом. Наоборот, это режим выпихивает из страны тех, кого сам же создал, дав молодежи образование, стремление к вершинам искусства и революционную бескомпромиссность. Вполне очевидно, почему Герман снял такое кино именно сейчас, и режиссер не скрывает, что жизнь Довлатова в начале 1970-х – прозрачный намек на нынешнее положение дел в России, когда широко востребован позитив фильмов типа «Движения вверх», а прежде обласканные «непозитивные» творцы вроде Кирилла Серебренникова чувствуют холодное дыхание заморозков. Конечно, в советское время «Довлатов» не был бы снят, а сейчас его поддерживают Минкульт и Фонд кино, и это очень важное различие, которое Герман признает. Но и написать, что режиссер от страха дует на воду, рука не поднимается. Перемены в самом деле идут, и они заслуживают осмысления и художественного, метафорического отображения. В том числе через обращение к ситуациям из недавнего прошлого. Суть «Довлатова» диктует особенности повествования. Застойность происходящего подчеркивается отсутствием стержневого сюжета. Вместо движения из точки А в точку Б фильм изображает бег на месте, череду ситуаций, происшествий и разговоров. Некоторые из них печальны и даже трагичны, некоторые – комичны и гротескны, и Герман часто позволяет герою продемонстрировать едкий юмор, которым Довлатов более всего известен. Но даже в самых смешных шутках ленты чувствуется грусть и подступающее к горлу отчаяние. Хотя герой еще надеется, что его начнут публиковать, это душевная инерция, а не искренняя вера в то, что дела могут наладиться. Из-за отсутствия сюжетного драйва смотрится картина тягомотно, однако это позволяет прочувствовать состояние главного героя. «Довлатов» – портрет художника на фоне эпохи, и эпоха у Германа изображена выпукло и густо, с множеством полузабытых ныне нюансов. Можно спорить о точности деталей и правдоподобии ситуаций, но вряд ли стоит этим заниматься, поскольку фильм на абсолютную реалистичность не претендует. Скорее это отображение ощущения от того времени, которое было у людей определенного круга. Прежде неизвестный у нас сербский актер Милан Марич в главной роли – открытие фильма, и мы, вероятно, еще увидим его в отечественном кино. Реальный Довлатов был побрутальнее, с более низким голосом, но у Марича превосходно получился «идеализированный Довлатов» – мужественный черноволосый красавец с проницательным взглядом, норовистым характером и артистичной душой. Он интеллектуален, но не мягок, и он из тех редких писателей, кто нравится женщинам, даже если они не знают, кто он такой (Довлатову приписывали сотни романов). Другие актеры в фильме подобраны так, что Марич всегда выделяется на их фоне, и его персонаж даже среди «своих» кажется чужаком. Впрочем, каждый из актеров внешне примечателен, и о каждом из прототипов второстепенных героев можно было бы снять аналогичную ленту. СССР стал не отцом, а отчимом для многих творцов. Источник: film.ru
|
02 Марта 2018 0
Рецензия на фильм «Купи меня» |
Родившийся в Киеве американский режиссер Вадим Перельман мощно дебютировал в большом кино в 2003 году. Его драма «Дом из песка и тумана» была номинирована на три «Оскара». Казалось, что карьера постановщика состоялась. Однако следующий голливудский фильм Перельмана «Мгновения жизни» получился куда менее удачным, и с тех пор режиссер работает в России, хотя и продолжает жить в США. Он поставил сериалы «Пепел» и «Измены», принял участие в работе над «Елками 5», а теперь экранизировал дебютный киносценарий Дарьи Грацевич – сценаристки «Измен», которая ранее работала над ситкомами «Универ», «Интерны», «Счастливы вместе».
Что же такое «Купи меня»? Одним словом не ответить. Проще всего сказать, что это женская вариация на тему «Духless» – то есть нарочито вызывающая история о сексапильных девушках низкой социальной ответственности, которые грудью прокладывают дорогу в мир шикарных платьев, роскошных машин, кокаина и прочих прелестей, которые героиням могут обеспечить состоятельные мужчины. Понятно, женатые на других женщинах. Ведь, как замечает одна из девушек, «мужчина как унитаз – либо занят, либо полон дерьма». А так как копаться в дерьме героиням не хочется, то приходится иметь дело с немолодыми «женатиками». Большая часть «Купи меня» сочинена и поставлена как циничная и ироничная комедия. Вырвавшаяся из-под материнской опеки «филологиня» ведет себя как бесстрашная оторва (в тихом омуте черти водятся!), и ее подругам остается лишь удивляться, как далеко Катя заходит. Впрочем, они не слишком от нее отстают. Все это сопровождается эротическими моментами и порой некомфортными для мужчин женскими шутками, причем юмора в фильме больше, чем секса. Чувствуется, что сценаристка набила руку на ситкомах, хотя в «Купи меня» приколы откровеннее, чем в телесериалах. Особой зрительской симпатии героини не завоевывают, но они в этом и не нуждаются, поскольку фильм смотришь, чтобы узнать, что еще девушки выкинут и как еще они пошутят. Есть в картине и драматическая составляющая, но на нее не обращаешь особого внимания, пока в кульминации она не выходит на первый план и не превращает фильм из комедии в трагедию. Сюжетом это вполне обосновано, но «не работает», потому что трудно начать всерьез относиться к тому, что полтора часа воспринималось с иронией. Так что вместо эмоциональной реакции в финале пожимаешь плечами и констатируешь, что ночным бабочкам не стоит играть с открытым огнем. Еще одна проблема ленты – отсутствие динамичного сюжета. Катя ничего определенного не добивается и ни в чем особенно не нуждается. Она просто ищет приключения на разные части тела и с восторгом и интересом принимает почти все, что с ней происходит. Девушка ни к чему не стремится, и это лишает ее историю драйва. К счастью, картина достаточно насыщена событиями, чтобы зрители не заскучали. Но вибратор в кадре – не замена сюжетному стержню. Зато стоит отметить завораживающую музыку фильма и комедийный талант Светланы Устиновой. Она, правда, была посмешнее в прошлогоднем «Блокбастере». Но и в «Купи меня» актриса очень забавно смотрится в роли «секси-куклы» со скромным числом извилин. Хлынина и Адамович на ее фоне проигрывают, хотя и несущественно для сути картины. Источник: film.ru
|
02 Марта 2018 0